Главная \ Морское рыболовство \ Антарктический криль

Антарктический криль

В настоящем разделе приводятся некоторые результаты многолетних предпроектных исследований компании, связанные с промыслом антарктического криля -самого богатого ресурса нашей планеты.

Количествоантарктического криля (Euphausiasuperba) оценивается по-разному в зависимости от методов расчета и исследований, но обычно указывается биомасса в 200-500 млн. тонн.

Промысел Антарктического криля ведется исключительно в зоне Антарктиды, определенной и управляемой Конвенцией по сохранению морских живых ресурсов, которая вступила в силу в 1982 г., как часть Системы Договора об Антарктике. Претворяет в жизнь принципы и цели Конвенции, установленные в Статье II, комиссия АНТКОМ (см. "История создания АНТКОМ"),созданная в соответствии со Статьей IXКонвенции.

Расположение основных промысловых районов указано на рис.1.

КАРТА РАЙОНА CCAMLR

(вкл.SSMU районы в зоне 48)

image001

image003

 

Location of SSMUs in the Southwest Atlantic.

Bottom left,     Subarea 48.1: Antarctic Peninsula;

Bottom right,   Subarea 48.2: South Orkney Islands;

Top right,        Subarea 48.3: South GeorgiaIslands. 

Рис. 1.

Объем разрешенного АНТКОМ вылова постоянно растет и на 01.12.2011 составляет 8,7 млн. тонн.  Это самый значительный обьем разрешенного вылова из всех объектов нашей планеты, промысел которых ведется в настоящее время. По сочетанию потенциала вылова и потребительских свойств антарктический криль на сегодняшний день является крупнейшим и самым перспективным свободным ресурсом мирового рыболовства. Недаром журналисты, пишущие о криле, используют штамп «100 миллионов тонн хлеба и масла».

Выполненные в последнее время за рубежом исследования позволяют рассматривать антарктический криль как уникальный объект, позволяющий выпускать очень ценную для человечества продукцию как для непосредственного использования человеком, так и для других целей (корма для аквакультуры, животноводства, домашних животных и т.д.)

Исторически промышленную эксплуатацию криля начали российские
рыбаки, основываясь на данных, полученных российскими учеными. Началом мирового промысла криля считается  1961-62 гг., когда в ходе научно-исследовательской экспедиции АтлантНИРО была доказана принципиальная возможность промышленной добычи криля.К концу 70-х годов промысел криля вышел из экспериментальнойфазы и в 1982 г. достиг рекордного уровня в 528 699 т, а общий вылов СССР составил 93 % от общемирового вылова. Из других стран первой приступила к экспериментальному промыслу Япония лишь в 1972 г. Позднее к промыслу криля присоединились и другие страны. Однако в течение длительного времени, практически до полного прекращения отечественного промысла в 1994 г., на долю СССР, а позднее России приходилась основная часть вылова.

Основной причиной прекращения промысла российскими судами было то, что этот промысел был дотационным. С прекращением государственных дотаций промысел криля, так же как и практически всех обьектов открытого океана флотом СССР, стало вести невыгодно, поскольку технические и производственные характеристики действующего флота не позволяют вести промысел на относительно дешевых обьектах хоть сколько-нибудь эффективно. Без создания современного (не просто нового) флота, без исследований и создания новых высоко эффективных решений, продуктов, технологий и оборудования, это в принципе невозможно.

Разработка новых технологий добычи, переработки и производства новых видов продукции из криля явилась основанием для начала борьбы за биоресурсы Антарктиды в последние годы. Она началась в Норвегии, сегодня к этой гонке присоединилась КНР, где при прямой поддержке государства финансируется создание технопарка антарктического криля, что, несомненно, в ближайшем будущем сделает Китай крупнейшим игроком в борьбе за биоресурсы криля.

Эти две страны, руководство которых оценило перспективность промысла криля, приняли совершенно определенные стратегические решения, обеспечивающие реальное развитие этого промысла: в Норвегии Правительство взяло на себя ответственность и гарантировало квоты криля, а руководство Китая пошло еще дальше, сформировав и обеспечив финансирование не только промысла криля, но и всей инфраструктуры исследований, создания и производства новых продуктов.Кроме стран, ведущих промысел, заявили о своем интересе к биоресурсам Антарктиды США, Германия, Нидерланды и Украина.

История и практика подтверждают правильность таких намерений. В сезон 2010 года норвежская компания, используя на своем судне самые современные технологии добычи, переработки и выпуска новой высоко эффективной продукции, сумела обеспечить вылов и обработку на одном судне 100 тыс.тонн криля-сырца c выпуском продукции за год (частично переработанной на небольшом береговом предприятии) общей стоимостью 50,5 млн. USD. В сезон 2011г. несмотря на небольшое снижение общего вылова стоимость реализованной продукции еще выросла и составила 55,6 млн.дол.США.

Таким образом, на промысле криля достигнута очень высокая эффективность, сравнимая с работой самых современных крупнотоннажных траулеров-заводов мирового флота на промысле удельно дорогих ресурсов мирового рыболовства.  

Однако уже достигнутые показатели эффективности - это еще не предел. Так, другая норвежская компания, также имеющая лицензии, приступила к строительству нового судна для добычи криля, которое должно выйти на промысел в сезон 2014г., заявив, что стоимость выпускаемой ею продукции, предназначенной для пищевого использования, будет более чем в десять раз превышать стоимость крилевой муки, за счет чего будет обеспечиваться еще более высокая экономическая эффективность промысла.

На этом фоне заявляемые сегодня Росрыболовством в рамках утвержденной «Стратегии деятельности РФ в Антарктике до 2020г.» планы по организации проведения в ближайшие 20 лет регулярных рыбопромысловых экспедиций в Антарктику с целью оценки запасов криля, проектирование и строительство в 2011-2015 гг. научно-исследовательских судов для проведения соответствующих исследований, есть ничто иное, как подмена реальных действий, нацеленных на скорейшее участие в разделе богатейших биоресурсов, имитацией таких действий.

Таким образом, Россия сегодня находится в стороне от реального участия в разделе богатейших ресурсов планеты. Несмотря на то, что Россия была пионером освоения криля и одним из организаторов АНТКОМ, на ее научных данных в значительной степени строилась работа этой организации, и на долю России приходилось более 90% мировой добычи криля.К сожалению, мы все более и более отстаем в борьбе за самый богатый ресурс открытого океана, вернее, мы просто не участвуем в этой борьбе, мы его просто отдаем.

Несмотря на декларации высоких чиновников о том, что освоение и закрепление за Россией ресурсов Мирового океана является стратегической целью российского государства, и Правительством поставлена задача вернуться в число лидеров мирового рыболовства, несмотря на принятие Стратегии деятельности Российской Федерации в Антарктике, многих федеральных целевых программ, Концепции развития рыбного хозяйства, Морской доктрины, предусматривающих увеличение вылова за счет возврата в Мировой океан, нет  реального движения в этом направлении.

Опираясь на прецедент по выдаче национальных «крилевых» лицензий на длительный период, созданный Правительством Норвегии с одной стороны и на историю промысла криля с другой, Росрыболовство имеет все основания закрепить за российскими судами квот многократно выше того, что сделала Норвегия. Пока же Росрыболовство считает, что российские суда могут в перспективе добывать порядка 150 тыс.тонн криля, что почти в 3 раза ниже обьема лицензий, выданных Норвегией. С чем связана такая скромность не понятно.

Значение новых технологий и новых сбалансированных комплексных решенийв промысле криля трудно переоценить. Это не простой промысел. Ведь наряду с чрезвычайно эффективным результатом промысла, который показан выше, есть и другие примеры огромных убытков на этом же самом обьекте промысла, среди которых, к сожалению, последний из российских траулеров на добыче криля «Максим Старостин».

Выполненный нашей компанией анализ показывает, что уже доказанная практикой высокая экономическая эффективность крилевого промысла требует не только высокого уровня первоначальных затрат, но и в значительно большей степени тщательно обоснованного, исследованного, высоко квалифицированного и прогрессивного выбора решений из всего комплекса вопросов - технических, технологических, маркетинговых и организационных. Важнейшими являются вопросы использования существующих, либо создания собственных технологий, организации промысла, переработки и реализации продукции.

На сегодняшний день в России флот, технологии и оборудование безнадежно устарели, а научный потенциал растерян 20-ью годами фактического отсутствия исследований. Именно столько мы не ведем  сколько-нибудь серьезных разработок новых технологий, как добычи, так и переработки криля на основании и с учетом самых современных достижений конкурентов, как это делают ведущие сегодня и потенциальные завтрашние лидеры в этой области.

Оставшийся профессиональный опыт российских специалистов, накопленный за тридцатилетний период, возможно остается у нас единственным не утерянным пока фактором возможного развития промысла криля. Это оставляет хотя бы надежду, что при минимальной заинтересованности со стороны Правительства, при правильной организации  (с учетом использования самых современных технологий лова, возможностями глубокой переработки и выпуска новых продуктов с высокой добавочной стоимостью), восстановить российский промысел с достаточно высокой эффективностью все еще возможно. Надежда «запрыгнуть на подножку уходящего поезда», закрепив за Россией существенный кусок «рыбного пирога» в международных водах еще остается.

Это важно

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены? Статья в издании «EastRussia», генерального директора "Русской пелагической исследовательской компании" и член рабочей группы по развитию рыбной отрасли при вице-премьере Ю.П. Трутневе, Братухина О.И

 

Почему государство не должно дать дополнительные квоты «Русской рыбопромышленной компании»

 

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой? 


Как разумнее распорядится квотами, исходя из мирового опыта развитых экономик

Будущее отрасли определяется сегодня

 

 Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков     «Мировой опыт: фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков»-генеральный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председатель совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»О.И.Братухин

 

Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе
достижения технологического лидерства

Статья в издании Fishnews председателя совета директоров ЗАО <Русская
пелагическая исследовательская компания> и ЗАО <Морская инженерная компания>
Олега Братухина

«Низкий уровень государственного управления - <шлагбаум> для достижения технологического лидерства российской рыбной отрасли и отечественного судостроения.

Интервью председателя совета директоров ЗАО « Русская пелагическая исследовательская компания»« Морская инженерная компания» Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews.

«О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями»

Протокол совещания от 04.09.2013 под руководством первого вице губернатора Приморского Края А.И Костенко по вопросу < О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями

«Существующие возможности постройки современных малых рыбопромысловых судов для прибрежного промысла»

РИА Fishnews.ru – новости рыболовства, 25 сентября 2012. Крупным планом: Статья председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Братухина О.И. и генерального директора ЗАО «Морская инженерная компания» Рыбалкина Ю.Г.

Возможные пути многократного повышение эффективности промысла минтая.

Презентация для Совета Ассоциации добытчиков минтая председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания»и ЗАО «Морская инженерная компания»

Новости:

23.06

Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях
Читать полностью

Подробнее

19.06

Каковы приоритеты, таков и флот

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Каковы приоритеты, таков и флот
Читать полностью

Подробнее

10.12

Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Читать полностью

Подробнее

03.12

Судостроению быть
При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

03.12

Минпромторг подготовил программу провала
Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: