Главная \ Наши публикации \ Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков

Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков

Доклад генерального директора ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председателя совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»- Братухина Олега Игоревича

Мировой опыт:фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков

Уважаемый председатель, уважаемые участники Круглого стола.

Предложенная тема как никакая другая чрезвычайно важна и актуальна для российской рыбной отрасли.

Обзор мирового опыта взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков свидетельствует, что в целом они определяются общим уровнем развития государственных институтов - возможностью государства не только формулировать вытекающие из общегосударственных отраслевые цели, но и последовательно проводить прагматичные, понятные обществу и бизнесу шаги по их реализации.

В развитых экономиках основы взаимодействия государства и рыбного бизнеса предельно просты - бизнес реализует свои интересы исключительно в рамках четко сформулированных государственных интересов. Их основой всегда является максимальная выгода из того, что имеет каждая страна, то есть не только наиболее эффективное, рациональное и ответственное использование собственных биоресурсов в своих экономических зонах, но и максимально возможное развитие смежных отраслей национальной экономики, а также максимально возможное участие в глобальном разделе ресурсов открытых районов мирового океана (слайд 2).

Уровень отношений между государством и бизнесом всегда отражает то, насколько бизнес следует государственным интересам и насколько этому соответствуют предложения бизнеса. Это максимально открытый диалог понятный обществу.

В качестве наглядного примера действий государства и бизнеса в отношении собственных биоресурсов (исключительные экономические зоны) можно привести наиболее близкий нам промысел минтая в США.

Последовательные, взвешенные, но чрезвычайно жесткие по отношению к бизнесу действия государства - ведь в условиях действовавшей долгие годы олимпийской системы, когда промысел закрывался для всех желающих при выборе общей квоты, общая продолжительность нахождения судов на лову в некоторые годы не превышала 60 суток! - привели к закреплению квот за победителями в этой многолетней гонке.

Это оказались  наиболее технически и технологически прогрессивные собственники, которые смогли выиграть в острой конкурентной борьбе за счет создания  современных, высочайшего технического уровня, высокоэффективных траулеров-процессоров, которые поняли и приняли наряду с собственными и очевидные интересы государства на этом промысле. Выбросы за борт на промысле минтая стали исчисляться десятыми долями процента, а  количество продукции, выпускаемой из каждой тонны квот минтая выросло на 56%, как в физическом объеме, так соответственно и в налогооблагаемой базе (слайд 3). Государство совместно с бизнесом создали практически образцовую систему организации управления отраслью, включающая многоступенчатый мониторинг и самое бережное отношение к национальным биоресурсам.

Таким образом государство достигло своих целей и сегодня  вся квота минтая передана технологическим лидерам отрасли (бизнесу) бессрочно, распределяется самим кооперативом добытчиков минтая среди своих членов без какого-либо участия чиновников в этом процессе, что возможно считать образцом взаимодействия между государством и рыбным бизнесом. Государство может внятно обьяснить обществу почему именно этим собственникам отданы национальные ресурсы (слайд 4).

Такое положение является наглядной демонстрацией того, что уровень отношений рыбного бизнеса и государственных институтов и его результат определяется достижением бизнесом государственных интересов.

Наглядной демонстрацией поддержки государствами интересов национального рыбного бизнеса в открытых районах мирового рыболовства являются действия Норвегии на промысле антарктического криля, Китая на промысле антарктического криля и других промыслах за пределами 200-мильных экономических зон или действий ЕС на промысле чилийской ставриды (слайд 5). Государства не только всячески поддерживают национальный бизнес и его объединения в этом случае, но буквально подталкивают их, используя в качестве орудия своих интересов, ведь ресурсы открытого океана закрепляются за страной флага судов.

В качестве иллюстрации приведем действия ЕС на промысле ставриды в южной части Тихого океана. Не имея ни истории промысла этого обьекта, не вложив ни доллара в исследования этого вида, но резко введя армаду самых крупных и современных траулеров мирового флота, ЕС предложил и отстоял под себя принятие международной конвенции, регулирующей промысел в этом районе, согласно которой наличие тоннажа введенного флота находится на первой позиции, а вклад в научное изучение ресурса, без чего цивилизованный промысел в принципе невозможен - на десятой. Что вообще является нонсенсом для конвенционных соглашений, регулирующих промысел в открытом океане.

Это было совершенно жесткое отстаивание и продавливание десантом из десятков высокопоставленных европейских чиновников интересов своего бизнеса, которые прибывали на каждую встречу по регулированию и которые добились нужного им результата. Удивительным образом Россия не только подписала, но и ратифицировала эту конвенцию, видимо "забыв", что речь идет о ресурсе, в изучение которого Россией были вложены огромные ресурсы (по данным Росрыболовства более 200 комплексных научно-исследовательских экспедиций и более 5 млрд.дол.) и добыча которого Россией достигала 1,3 млн.тонн/год.

С этих, общепринятых в мире критериев взаимодействия государства и бизнеса мы долгие годы находимся во временах "дикого запада" -  бизнес продавливает исключительно собственные интересы на всех уровнях, которые зачастую противоречат общепринятым государственным, при этом безответственно, не эффективно и не рационально использует общенациональное достояние (квоты), поскольку старый флот по другому не может, а чиновники и госорганы с одной стороны обслуживают интересы бизнеса, а с другой паразитируют и на нем и на государственном бюджете, сдаются государственные интересы в открытом океане (слайд 6). Примеров много.

Важнейшей причиной такого положения является отсутствие четко сформулированных государственных отраслевых целей, понятных бизнесу и обществу. Они отсутствуют в действующих Программах и отраслевых документах. Государственные органы не сделали этого даже применительно к собственным национальным ресурсам своей экономической зоны при раздаче квот на 10-ти летний период, не говоря уже о государственных интересах в мировом океане. Это обстоятельство определяет бессистемное "шараханье" из стороны в сторону, "мутную воду", которая используется определенными участниками процесса.

Важнейший и необходимый участник взаимоотношений бизнеса и государства - общественный контроль, поскольку биоресурсы являются общенациональным достоянием, у нас превратился в фарс, поскольку профильные общественные советы, состоя сплошь из представителей рыбного бизнеса, превратились исключительно в еще одну колонну бизнес-сообщества, так же как и полностью зависящие от бизнеса специализированные СМИ. То есть государство не умеет или не желает использовать важнейший отраслевой источник развития.

Как результат - продолжающаяся отраслевая деградация: ведущая когда-то отрасль в мире, остается практически скукожившейся до размеров собственной экономической зоны с все более неконкурентоспособным, морально и физически устаревшим экс-советским флотом, который обеспечивает практически узаконенное браконьерство и искажение отчетности, безвозвратно теряются по праву принадлежащие России миллионы тонн ресурсов мирового океана, не развиваются смежные отрасли экономики. К удивлению и сожалению, объединение активов и приход крупных игроков в отрасль не изменил ситуацию.

При этом, как руководство страны, так и общество вводится в заблуждение победными рапортами, в которых, например, за успехи отрасли выдается рост вылова, который связан исключительно с природными колебаниями биомассы нашего главного промыслового вида - минтая в нашей экономической зоне, который практически весь при этом гонится за рубеж в практически необработанном виде (слайд 7). Сегодня мы сырьевой придаток мирового рынка продукции глубокой переработки.

Сложившееся положение не только не приемлемо с точки зрения интересов общества и государства, но оно создает существенные риски различной направленности для действующего рыбопромышленного  бизнеса.

Основой и возможно первым основополагающим шагом для изменения этого положения  могут быть поручения Президента РФ в части развития национальной экономики.  

Если ими руководствоваться применительно к рыбной отрасли, то есть признать, что рыбная отрасль, как и любая другая, обязана обеспечить выполнение задач, поставленных перед национальной экономикой – достижение технологического лидерства путем высокотехнологичного, инновационного развития, то государству и бизнесу следует предпринять ряд очевидных, принятых в мире совместных шагов для их выполнения (слайд 8). Причем в этом случае  отпадут экстенсивные и дотационные сценарии развития отрасли, которые так любят чиновники и принимает часть бизнеса.

В этом заинтересован прежде всего бизнес и общественные объединения рыбаков, отражающие его интересы. Видимо им стоит оценить и понять, что модель игнорирования государственных интересов и отстаивания исключительно собственных, приведет не только к очевидно неприемлемым рискам, особенно для новых, крупных игроков, купивших дорогой входной билет в этот бизнес, но возможно и к катастрофическим последствиям для нынешнего бизнеса из-за перераспределения квот в пользу новых игроков, ставящих в основу национальные интересы, как это принято в развитых экономиках. И это будет понятно обществу и принято им безусловно.

Поэтому хотелось бы надеяться, что существующие у нас объединения рыбаков совместно с отраслевыми специалистами сформулируют и предложат государству и обществу прозрачные, понятные шаги в направлении общепринятых в мире государственных интересов и такие взаимоотношения станут новым и прочным фундаментом взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков, при которых будут постепенно исключены недостатки, которые приведены выше. Ведь у нас есть все возможности стать глобальным лидером в мировом рыболовстве во всех отношениях, что гарантирует успехи не только государству, но и совершенно иной уровень рентабельности нашему бизнесу (слайд 9).

Характерно, что цена такого результата заключается исключительно в организационной работе, поскольку тех средств, которые сегодня выделяются для развития отрасли, но которые сегодня уходят мягко говоря в "песок", а также разумное использование внутриотраслевых источников возможно будет совершенно достаточно для достижения поставленных целей (слайд 10).

Это важно

Разработан базовый проект траулера-процессора для промысла минтая, существенно превосходящий по производственным показателям, общепроектным характеристикам и мореходным качествам наиболее современные российские и американские минтаевые траулеры-процессоры значительно больших размерений. Проект укомплектован полным комплектом основного оборудования.

 

Разработаны базовые проекты инновационных, наиболее конкурентоспособных судов-краболовов, в соответствии с требования к объектам инвестиций, укомплектованных основным оборудованием из дружественных стран.

 

Отечественное кораблестроение обязано вернуть те преимущества, которым обладало в СССР

 

Почему отечественный рыболовный флот остро нуждается в обновлении

 

К вопросу обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях

 

Мы готовы строить суда на дальневосточных верфях

 

Почему на Дальнем Востоке массово не строятся корабли

 

Крупный бизнес обводит главу государства вокруг пальца

 

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены?

 

Судостроению быть

 

 

Новости:
Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: