Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков
Доклад генерального директора ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председателя совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»- Братухина Олега Игоревича
Мировой опыт:фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков
Уважаемый председатель, уважаемые участники Круглого стола.
Предложенная тема как никакая другая чрезвычайно важна и актуальна для российской рыбной отрасли.
Обзор мирового опыта взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков свидетельствует, что в целом они определяются общим уровнем развития государственных институтов - возможностью государства не только формулировать вытекающие из общегосударственных отраслевые цели, но и последовательно проводить прагматичные, понятные обществу и бизнесу шаги по их реализации.
В развитых экономиках основы взаимодействия государства и рыбного бизнеса предельно просты - бизнес реализует свои интересы исключительно в рамках четко сформулированных государственных интересов. Их основой всегда является максимальная выгода из того, что имеет каждая страна, то есть не только наиболее эффективное, рациональное и ответственное использование собственных биоресурсов в своих экономических зонах, но и максимально возможное развитие смежных отраслей национальной экономики, а также максимально возможное участие в глобальном разделе ресурсов открытых районов мирового океана (слайд 2).
Уровень отношений между государством и бизнесом всегда отражает то, насколько бизнес следует государственным интересам и насколько этому соответствуют предложения бизнеса. Это максимально открытый диалог понятный обществу.
В качестве наглядного примера действий государства и бизнеса в отношении собственных биоресурсов (исключительные экономические зоны) можно привести наиболее близкий нам промысел минтая в США.
Последовательные, взвешенные, но чрезвычайно жесткие по отношению к бизнесу действия государства - ведь в условиях действовавшей долгие годы олимпийской системы, когда промысел закрывался для всех желающих при выборе общей квоты, общая продолжительность нахождения судов на лову в некоторые годы не превышала 60 суток! - привели к закреплению квот за победителями в этой многолетней гонке.
Это оказались наиболее технически и технологически прогрессивные собственники, которые смогли выиграть в острой конкурентной борьбе за счет создания современных, высочайшего технического уровня, высокоэффективных траулеров-процессоров, которые поняли и приняли наряду с собственными и очевидные интересы государства на этом промысле. Выбросы за борт на промысле минтая стали исчисляться десятыми долями процента, а количество продукции, выпускаемой из каждой тонны квот минтая выросло на 56%, как в физическом объеме, так соответственно и в налогооблагаемой базе (слайд 3). Государство совместно с бизнесом создали практически образцовую систему организации управления отраслью, включающая многоступенчатый мониторинг и самое бережное отношение к национальным биоресурсам.
Таким образом государство достигло своих целей и сегодня вся квота минтая передана технологическим лидерам отрасли (бизнесу) бессрочно, распределяется самим кооперативом добытчиков минтая среди своих членов без какого-либо участия чиновников в этом процессе, что возможно считать образцом взаимодействия между государством и рыбным бизнесом. Государство может внятно обьяснить обществу почему именно этим собственникам отданы национальные ресурсы (слайд 4).
Такое положение является наглядной демонстрацией того, что уровень отношений рыбного бизнеса и государственных институтов и его результат определяется достижением бизнесом государственных интересов.
Наглядной демонстрацией поддержки государствами интересов национального рыбного бизнеса в открытых районах мирового рыболовства являются действия Норвегии на промысле антарктического криля, Китая на промысле антарктического криля и других промыслах за пределами 200-мильных экономических зон или действий ЕС на промысле чилийской ставриды (слайд 5). Государства не только всячески поддерживают национальный бизнес и его объединения в этом случае, но буквально подталкивают их, используя в качестве орудия своих интересов, ведь ресурсы открытого океана закрепляются за страной флага судов.
В качестве иллюстрации приведем действия ЕС на промысле ставриды в южной части Тихого океана. Не имея ни истории промысла этого обьекта, не вложив ни доллара в исследования этого вида, но резко введя армаду самых крупных и современных траулеров мирового флота, ЕС предложил и отстоял под себя принятие международной конвенции, регулирующей промысел в этом районе, согласно которой наличие тоннажа введенного флота находится на первой позиции, а вклад в научное изучение ресурса, без чего цивилизованный промысел в принципе невозможен - на десятой. Что вообще является нонсенсом для конвенционных соглашений, регулирующих промысел в открытом океане.
Это было совершенно жесткое отстаивание и продавливание десантом из десятков высокопоставленных европейских чиновников интересов своего бизнеса, которые прибывали на каждую встречу по регулированию и которые добились нужного им результата. Удивительным образом Россия не только подписала, но и ратифицировала эту конвенцию, видимо "забыв", что речь идет о ресурсе, в изучение которого Россией были вложены огромные ресурсы (по данным Росрыболовства более 200 комплексных научно-исследовательских экспедиций и более 5 млрд.дол.) и добыча которого Россией достигала 1,3 млн.тонн/год.
С этих, общепринятых в мире критериев взаимодействия государства и бизнеса мы долгие годы находимся во временах "дикого запада" - бизнес продавливает исключительно собственные интересы на всех уровнях, которые зачастую противоречат общепринятым государственным, при этом безответственно, не эффективно и не рационально использует общенациональное достояние (квоты), поскольку старый флот по другому не может, а чиновники и госорганы с одной стороны обслуживают интересы бизнеса, а с другой паразитируют и на нем и на государственном бюджете, сдаются государственные интересы в открытом океане (слайд 6). Примеров много.
Важнейшей причиной такого положения является отсутствие четко сформулированных государственных отраслевых целей, понятных бизнесу и обществу. Они отсутствуют в действующих Программах и отраслевых документах. Государственные органы не сделали этого даже применительно к собственным национальным ресурсам своей экономической зоны при раздаче квот на 10-ти летний период, не говоря уже о государственных интересах в мировом океане. Это обстоятельство определяет бессистемное "шараханье" из стороны в сторону, "мутную воду", которая используется определенными участниками процесса.
Важнейший и необходимый участник взаимоотношений бизнеса и государства - общественный контроль, поскольку биоресурсы являются общенациональным достоянием, у нас превратился в фарс, поскольку профильные общественные советы, состоя сплошь из представителей рыбного бизнеса, превратились исключительно в еще одну колонну бизнес-сообщества, так же как и полностью зависящие от бизнеса специализированные СМИ. То есть государство не умеет или не желает использовать важнейший отраслевой источник развития.
Как результат - продолжающаяся отраслевая деградация: ведущая когда-то отрасль в мире, остается практически скукожившейся до размеров собственной экономической зоны с все более неконкурентоспособным, морально и физически устаревшим экс-советским флотом, который обеспечивает практически узаконенное браконьерство и искажение отчетности, безвозвратно теряются по праву принадлежащие России миллионы тонн ресурсов мирового океана, не развиваются смежные отрасли экономики. К удивлению и сожалению, объединение активов и приход крупных игроков в отрасль не изменил ситуацию.
При этом, как руководство страны, так и общество вводится в заблуждение победными рапортами, в которых, например, за успехи отрасли выдается рост вылова, который связан исключительно с природными колебаниями биомассы нашего главного промыслового вида - минтая в нашей экономической зоне, который практически весь при этом гонится за рубеж в практически необработанном виде (слайд 7). Сегодня мы сырьевой придаток мирового рынка продукции глубокой переработки.
Сложившееся положение не только не приемлемо с точки зрения интересов общества и государства, но оно создает существенные риски различной направленности для действующего рыбопромышленного бизнеса.
Основой и возможно первым основополагающим шагом для изменения этого положения могут быть поручения Президента РФ в части развития национальной экономики.
Если ими руководствоваться применительно к рыбной отрасли, то есть признать, что рыбная отрасль, как и любая другая, обязана обеспечить выполнение задач, поставленных перед национальной экономикой – достижение технологического лидерства путем высокотехнологичного, инновационного развития, то государству и бизнесу следует предпринять ряд очевидных, принятых в мире совместных шагов для их выполнения (слайд 8). Причем в этом случае отпадут экстенсивные и дотационные сценарии развития отрасли, которые так любят чиновники и принимает часть бизнеса.
В этом заинтересован прежде всего бизнес и общественные объединения рыбаков, отражающие его интересы. Видимо им стоит оценить и понять, что модель игнорирования государственных интересов и отстаивания исключительно собственных, приведет не только к очевидно неприемлемым рискам, особенно для новых, крупных игроков, купивших дорогой входной билет в этот бизнес, но возможно и к катастрофическим последствиям для нынешнего бизнеса из-за перераспределения квот в пользу новых игроков, ставящих в основу национальные интересы, как это принято в развитых экономиках. И это будет понятно обществу и принято им безусловно.
Поэтому хотелось бы надеяться, что существующие у нас объединения рыбаков совместно с отраслевыми специалистами сформулируют и предложат государству и обществу прозрачные, понятные шаги в направлении общепринятых в мире государственных интересов и такие взаимоотношения станут новым и прочным фундаментом взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков, при которых будут постепенно исключены недостатки, которые приведены выше. Ведь у нас есть все возможности стать глобальным лидером в мировом рыболовстве во всех отношениях, что гарантирует успехи не только государству, но и совершенно иной уровень рентабельности нашему бизнесу (слайд 9).
Характерно, что цена такого результата заключается исключительно в организационной работе, поскольку тех средств, которые сегодня выделяются для развития отрасли, но которые сегодня уходят мягко говоря в "песок", а также разумное использование внутриотраслевых источников возможно будет совершенно достаточно для достижения поставленных целей (слайд 10).