Главная \ Обновляйте свой флот с нами \ Историческая проблема

Историческая проблема

Рыболовный флот обеспечивает выполнение ряда необходимых государству функций, связанных с использованием как национальных природных ресурсов (биоресурсов) 200-мильной экономической, так и биоресурсов Мирового океана.

Очевидно, что для решения обоих задач - обеспечения возможности экономически эффективного использования биоресурсов собственной экономической зоны и возможности конкурировать за биоресурсы в Мировом океане, необходим высокоэффективный, конкурентоспособный.

К сожалению, в настоящее время Российская Федерация по целому ряду причин, таким флотом не обладает и как следствие не имеет возможности реализовать имеющиеся преимущества, заложенные работой рыболовного флота СССР.

Проблема имеет глубокие исторические корни, поскольку наша страна исторически не имела конкурентоспособного рыболовного флота.  Распространенное представление о современном рыболовном флоте времен СССР, во многом объясняется существенно большим объемом годового вылова во времена СССР, который достиг 11,3 млн.тонн в 1986г. На самом деле рыболовный флот СССР за счет строительства в сотни единиц серий рыболовных судов, которые не строились нигде в мире, был самым большим по количеству судов крупнотоннажного флота, но качество этого флота существенно уступало западным образцам.

Наглядный пример сравнительной эффективности и производительности экс-советских и зарубежных крупнотоннажных траулеров-заводов содержатся в материале, опубликованном в «Market Report» от 22 марта 1999 года по промыслу пелагических в зоне Северо-Западной Африки.

«… Голландский флот располагает очень важным и динамичным фактором на западно-африканском пелагическом промысле: голландские суда являются не только крупнотоннажными, но имеют маленькие команды, высокую энерговооруженность, высоко механизированы и более успешно ведут промысел…

…По сравнению с голландскими траулерами, которые замораживают в среднем приблизительно 250 тонн в день, в среднем украинский или российский траулер замораживает приблизительно 40 тонн в день…

…На промысле в зоне Западной Африки в настоящее время находятся шесть голландских высокопроизводительных траулеров  и приблизительно 85 Восточноевропейских траулеров. Они полностью отличаются. В дополнение к намного меньшему объему вылова и производства для каждого судна, восточноевропейские траулеры имеют очень большие команды и перегружают всю свою продукцию в море, при очень низких темпах работ…»

Справедливости ради, следует заметить, что впоследствии наши суда, указанных типов модернизировались, с увеличением выпуска мороженной продукции в несколько раз - до 180 и даже 200тонн в сутки,  но росли производственные мощности и зарубежного крупнотоннажного флота, который мог производить в сутки уже более 500 тонн продукции в сутки. А в силу ряда технических и технологических причин разница в годовом выпуске продукции в 3-4 раза в пользу зарубежного флота сохранялась.

Причины такого положения дел во времена СССР во многом объясняются существовавшей тогда плановой системой – Госплан устанавливал жёсткие плановые показатели по вылову и выпуску продукции, с другой стороны объём государственных дотаций в обеспечение работы этого флота не ограничивался. В такой ситуации самым простым способом выполнения плана было строительство большого количества крупнотоннажных траулеров-заводов не уделяя достаточного внимания экономической эффективности строящегося судна.

После прекращения государственных дотаций с распадом СССР, крупнотоннажные траулеры-заводы не смогли вести промысел хоть сколько-нибудь эффективно, как в большинстве районов промысла открытого океана, так и в экономических зонах иностранных государств.

Как результат такой системы распределения биоресурсов, которая по своей сути определяется качеством и низкой эффективностью отечественного рыболовного флота доставшегося нам от СССР, фактически сегодня им осваиваются в собственной экономической зоне полностью или почти полностью лишь несколько наиболее экономически эффективных, прежде всего востребованных на внешних рынках, видов биоресурсов (краб, минтай, сельдь, треска, пикша, палтус, креветка, лососи и некоторые другие) и несколько видов биоресурсов (путасу, скумбрия, ставрида, сардина и некоторые другие) в конвенционных районах и экономических зонах некоторых иностранных государств.

Но при освоении даже этих, наиболее эффективных биоресурсов, морально и физически устаревший отечественный рыболовный флот не позволяет извлечь из каждой тонны квоты максимум эффективности для бизнеса и государства.

Заметим, что не решенная у нас задача полного освоения биоресурсов собственной экономической зоны, а ежегодно у нас не осваивается около 1,2 млн.тонн биоресурсов, в развитых экономиках давно таковой не является - это вчерашний день развитого рыболовства. Такой задачей давно является бережное, рациональное и экономически эффективное использование биоресурсов для решения целого ряда задач по развитию национальных экономик.

В силу низкой эффективности существующего рыболовного флота общий годовой вылов Российской Федерации в последние годы составлял около 4,7-5,1 млн.тонн. Такой уровень вылова соответствует вылову СССР середине 60-х годов прошлого века – более 50 лет назад. При объемах биоресурсов доступных для вылова – свыше 11 млн.тонн, поскольку помимо не освоения биоресурсов в собственной экономической зоне брошены многие промыслы в открытом океане. Важно подчеркнуть, что процент освоения доступных Российской Федерации биоресурсов не увеличивается, составляя сегодня около 45%, что наблюдалось и 20 лет назад: так в 1999г. по данным Счетной палаты процент освоения доступных биоресурсов составлял 44%.

Более половины доступных для вылова отечественному флоту биоресурсов не осваивается по единственной причине – существующий отечественный рыболовный флот в силу своих общепроектных, технических и производственных характеристик, не имеет возможности с приемлемой эффективностью работать на многих биоресурсах даже собственной экономической зоны, не говоря о открытых районах Мирового океана, где промысел был свернут еще в начале 90-х годов, с прекращением государственных дотаций.

Это важно

Разработан базовый проект траулера-процессора для промысла минтая, существенно превосходящий по производственным показателям, общепроектным характеристикам и мореходным качествам наиболее современные российские и американские минтаевые траулеры-процессоры значительно больших размерений. Проект укомплектован полным комплектом основного оборудования.

 

Разработаны базовые проекты инновационных, наиболее конкурентоспособных судов-краболовов, в соответствии с требования к объектам инвестиций, укомплектованных основным оборудованием из дружественных стран.

 

Отечественное кораблестроение обязано вернуть те преимущества, которым обладало в СССР

 

Почему отечественный рыболовный флот остро нуждается в обновлении

 

К вопросу обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях

 

Мы готовы строить суда на дальневосточных верфях

 

Почему на Дальнем Востоке массово не строятся корабли

 

Крупный бизнес обводит главу государства вокруг пальца

 

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены?

 

Судостроению быть

 

 

Новости:
Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: