Историческая проблема
Рыболовный флот обеспечивает выполнение ряда необходимых государству функций, связанных с использованием как национальных природных ресурсов (биоресурсов) 200-мильной экономической, так и биоресурсов Мирового океана.
Очевидно, что для решения обоих задач - обеспечения возможности экономически эффективного использования биоресурсов собственной экономической зоны и возможности конкурировать за биоресурсы в Мировом океане, необходим высокоэффективный, конкурентоспособный.
К сожалению, в настоящее время Российская Федерация по целому ряду причин, таким флотом не обладает и как следствие не имеет возможности реализовать имеющиеся преимущества, заложенные работой рыболовного флота СССР.
Проблема имеет глубокие исторические корни, поскольку наша страна исторически не имела конкурентоспособного рыболовного флота. Распространенное представление о современном рыболовном флоте времен СССР, во многом объясняется существенно большим объемом годового вылова во времена СССР, который достиг 11,3 млн.тонн в 1986г. На самом деле рыболовный флот СССР за счет строительства в сотни единиц серий рыболовных судов, которые не строились нигде в мире, был самым большим по количеству судов крупнотоннажного флота, но качество этого флота существенно уступало западным образцам.
Наглядный пример сравнительной эффективности и производительности экс-советских и зарубежных крупнотоннажных траулеров-заводов содержатся в материале, опубликованном в «Market Report» от 22 марта 1999 года по промыслу пелагических в зоне Северо-Западной Африки.
«… Голландский флот располагает очень важным и динамичным фактором на западно-африканском пелагическом промысле: голландские суда являются не только крупнотоннажными, но имеют маленькие команды, высокую энерговооруженность, высоко механизированы и более успешно ведут промысел…
…По сравнению с голландскими траулерами, которые замораживают в среднем приблизительно 250 тонн в день, в среднем украинский или российский траулер замораживает приблизительно 40 тонн в день…
…На промысле в зоне Западной Африки в настоящее время находятся шесть голландских высокопроизводительных траулеров и приблизительно 85 Восточноевропейских траулеров. Они полностью отличаются. В дополнение к намного меньшему объему вылова и производства для каждого судна, восточноевропейские траулеры имеют очень большие команды и перегружают всю свою продукцию в море, при очень низких темпах работ…»
Справедливости ради, следует заметить, что впоследствии наши суда, указанных типов модернизировались, с увеличением выпуска мороженной продукции в несколько раз - до 180 и даже 200тонн в сутки, но росли производственные мощности и зарубежного крупнотоннажного флота, который мог производить в сутки уже более 500 тонн продукции в сутки. А в силу ряда технических и технологических причин разница в годовом выпуске продукции в 3-4 раза в пользу зарубежного флота сохранялась.
Причины такого положения дел во времена СССР во многом объясняются существовавшей тогда плановой системой – Госплан устанавливал жёсткие плановые показатели по вылову и выпуску продукции, с другой стороны объём государственных дотаций в обеспечение работы этого флота не ограничивался. В такой ситуации самым простым способом выполнения плана было строительство большого количества крупнотоннажных траулеров-заводов не уделяя достаточного внимания экономической эффективности строящегося судна.
После прекращения государственных дотаций с распадом СССР, крупнотоннажные траулеры-заводы не смогли вести промысел хоть сколько-нибудь эффективно, как в большинстве районов промысла открытого океана, так и в экономических зонах иностранных государств.
Как результат такой системы распределения биоресурсов, которая по своей сути определяется качеством и низкой эффективностью отечественного рыболовного флота доставшегося нам от СССР, фактически сегодня им осваиваются в собственной экономической зоне полностью или почти полностью лишь несколько наиболее экономически эффективных, прежде всего востребованных на внешних рынках, видов биоресурсов (краб, минтай, сельдь, треска, пикша, палтус, креветка, лососи и некоторые другие) и несколько видов биоресурсов (путасу, скумбрия, ставрида, сардина и некоторые другие) в конвенционных районах и экономических зонах некоторых иностранных государств.
Но при освоении даже этих, наиболее эффективных биоресурсов, морально и физически устаревший отечественный рыболовный флот не позволяет извлечь из каждой тонны квоты максимум эффективности для бизнеса и государства.
Заметим, что не решенная у нас задача полного освоения биоресурсов собственной экономической зоны, а ежегодно у нас не осваивается около 1,2 млн.тонн биоресурсов, в развитых экономиках давно таковой не является - это вчерашний день развитого рыболовства. Такой задачей давно является бережное, рациональное и экономически эффективное использование биоресурсов для решения целого ряда задач по развитию национальных экономик.
В силу низкой эффективности существующего рыболовного флота общий годовой вылов Российской Федерации в последние годы составлял около 4,7-5,1 млн.тонн. Такой уровень вылова соответствует вылову СССР середине 60-х годов прошлого века – более 50 лет назад. При объемах биоресурсов доступных для вылова – свыше 11 млн.тонн, поскольку помимо не освоения биоресурсов в собственной экономической зоне брошены многие промыслы в открытом океане. Важно подчеркнуть, что процент освоения доступных Российской Федерации биоресурсов не увеличивается, составляя сегодня около 45%, что наблюдалось и 20 лет назад: так в 1999г. по данным Счетной палаты процент освоения доступных биоресурсов составлял 44%.
Более половины доступных для вылова отечественному флоту биоресурсов не осваивается по единственной причине – существующий отечественный рыболовный флот в силу своих общепроектных, технических и производственных характеристик, не имеет возможности с приемлемой эффективностью работать на многих биоресурсах даже собственной экономической зоны, не говоря о открытых районах Мирового океана, где промысел был свернут еще в начале 90-х годов, с прекращением государственных дотаций.