К вопросу сроков окупаемости судов рыбопромыслового флота.
Пелагические траулеры и сейнер/траулеры для промысла в северо-восточной Атлантике
Промысел путассу в Норвегии
В этот же временной период начал активно развиваться зарубежный, и прежде всего норвежцами, промысел путассу (bluewhiting). Почти весь вылов путассу зарубежным флотом производился с использованием пелагических траулеров или сейнер/траулеров, на которых весь улов охлаждался и в охлажденном виде в танках RSW доставлялся на береговые предприятия, в основном, для производства рыбной муки, а позднее - и для пищевых целей. Заморозка в море производилась только на траулерах голландского типа, а выпуск сурими - на одной французской плавбазе и на бывшем минтаевом траулере-процессоре под флагом Фарерских островов.
Быстро накапливаемый опыт промысла показал, что суточный вылов путассу может быть очень высоким, особенно после того, как на промысле начали применяться тралы с кутцами вместимостью до 1000 (тысячи) тонн рыбы. Эти возможности сформировали новый тип высокопроизводительного и высокоэффективного промыслового судна - норвежского пелагического траулера (часто сейнер/траулера), предназначенного, прежде всего, для промысла путассу, но которые в межсезонье могли вести промысел и других пелагических (сельди, скумбрии, ставриды, мойвы и др.).
Несмотря на то, что норвежские траулеры вели промысел в самом удаленном, но и самом богатом, от побережья Норвегии промысловом районе (в зоне нереста севернее и северо-западнее Шотландии), они оказалисьтем не менее и самими высокоэффективными. За очень ограниченное время был отработан совершенно четкий режим их работы на промысле:
- После выхода из Норвежского порта траулеры через двое суток достигали района промысла.
- Вели активный лов и в среднем за двое суток вылавливали 1800-1900 тонн путассу и направлялись в норвежский порт на выгрузку.
- Который достигали так же через двое суток, выгружались и опять выходили на промысел.
Рекордный вылов путассув 1900 тонн был достигнут одним из судов менее чем за 24 часа нахождения на промысле, а средний вылов на усилие (CPUE - тонн/час) за период с 1982 по 2003гг. приведен на Рис.2, на котором хорошо обозначился стремительный рост вылова в часпри оснащении флота современными судами.
Рис.2 Вылов на усилие (CPUE - тонн/час) за период с 1982 по 2003гг
Высокая эффективность и большие возможности этих траулеров были обусловлены их техническими параметрами, новым оборудованием и новыми решениями именно для этого промысла и сформировали «бум» их строительства. За короткое время их было построено более 20 единиц.Траулеры длиной 70 - 80 метров, с большой скоростью хода (обычно более 17 узлов) и мощными промысловыми лебедками с тяговым усилием до 100 тонн на ваер и сетными барабанами с большой вместимостью (один из двух - обычно ок. 42 м3). Ограничение в размерах судов определялось суммарной вместимостью танков RSW - по норвежскому законодательству они не могут быть более 2000 м3.
Не все разделяли целесообразность такого строительного бума, понимая, что при таком темпе вылова и намеренном переловепутассупромысловых запасов надолго просто не хватит, однако...
Только на промысле путассу траулеры этого типа вылавливали за сезон 28-30 тыс. тонн, стоимость которых (только путассу, без учета вылова других пелагических) в зависимости от уровня цен составляла до 65 млн. NOK, т.е. до половины от строительной стоимости судов (от 120 до 130 млн. NOK или 18 ÷19 млн. USD в этот период и даже ниже). С учетом низких эксплуатационных расходов и дополнительного вылова за сезон других пелагических, срок окупаемости судов оказывался очень короткими оправдывал их строительство даже при угрозе падения вылова в недалеком будущем.
Специализация этих судов на промысле пелагических, хорошо представленных в северо-восточной Атлантике массовыми видами2 (сельдь, скумбрия, ставрида, мойва и др.), позволяла им сохранять достаточно высокую экономическую эффективность и после резкого падения выловапутассу. Так,например, один из наиболее крупных сейнер/траулеров«LIBAS»3 к концу октября 2011 года выловил за сезон и отгрузил на берег пелагических более чем на 70 млн. NOK (около 50% от его строительной стоимости - в 150 млн.NOK)
В период массового лова практически весь вылов путассунаправлялся на выпуск рыбной муки и только часть улова, и топо мере сокращения вылова, и в основном позднее использовалась для пищевых целей, в том числе и для производства сурими и товарного филе (ведь путассу - это рыба с белым диетическим мясом).
2 Естественно, что пик промысловых запасов пелагических по видам не совпадает, однако практически все время какой-либо из видов очень хорошо представлен и это меняется со временем, но постоянно обеспечивая возможность активного промысла какого-либо из них.
3 Cейнер/траулер "LIBAS" длиной 96 м при установленном двигателе в 6000kW развивал скорость более 20 узлов .
Рис.3 Вылов путассу Норвегией и остальными странами
Промысел скумбрии.
В последнее время ситуация для рыбаков на промысле атлантической скумбрии складывается очень благоприятно в связи с ростом промысловых запасов и хорошим уровнем цен.
Высокий уровень цен породил настоящий «скумбрий бум», а сезонная миграцияскумбрии на север и запад от мест нереста и ареала обычного распространения привели к тому, что две страны - Фарерские Острова и Исландия, ИЭЗ которых она достигла, начали самостоятельно увеличивать свои квоты на вылов, которые существенно превышали те, которые им намеревалась выделить ЕС на базе из предшествующей истории вылова.
Рис.4 Вылов скумбрии в северо-восточной Атлантике в 1972 - 2010 гг.
Складывающаяся ситуация, в том числе и угроза закрытия портов Норвегии и ЕС для выгрузки улова скумбрии, заставили рыбаков этих двух стран спешно увеличивать размещение заказов на строительство новых высокоэффективных пелагических сейнер/траулеров и траулеров в том числе (в отличие от норвежских), на которых наряду с танками RSW большого объема для хранения охлажденной рыбы предусматривается так же филетирование улова и хранение замороженного филе в части грузовых помещений, которые приспособлены как для хранения мороженой продукции, так и как танки RSW. Такое решение позволяет более гибко реагировать на изменяющиеся условия промысла и реализации продукции.
Эта ситуация сформировала «бум» строительства такого типа высокоэффективных судов и резко повысила цены заказа их на верфях, которые имеют опыт их строительства. Так, стоимость строительства 75-80-метровых сейнер/траулеров такого типа стремительно поднялась со 150 до 300 млн. крон (с 19 до 38 млн. ЕВРО). Несомненно, это повышение цены спекулятивное со стороны верфей, но рыбаки готовы платить такие деньги: необходимость стремительного использования благоприятной ситуации на промысле скумбрии совершенно оправдывает такое решение.
К сожалению, полные данные о реальных выловах скумбрии на судно недоступны, однако о максимальных объемах вылова можно судить по той информации, которая доступна по сейнер/траулерам Фарерских островов - квота в 150 тыс. тонн вылавливается всего 9 судами, т.е. среднегодовой вылов одного судна составляет от 14 до 16 тыс. тонн. В ценах 2011 года стоимость этой продукциисоставляет 34-36 млн. USD, что превышает строительную стоимость судов.
На рис. 5 показаны фотографии 69-м сейнера-траулера "LunarBow". По данным «WorldFishingTodayFebraury 12. 2009» при построечной стоимости ок. 20,0 млн. EUR (160 млн. NOK) за 48 часов своего первого промыслового рейса судно выловило скумбрию, стоимость которой превышает 1,0 млн. Евро.
Рис.5 |
Таким образом, в северной Атлантике пелагические траулеры и сейнер/траулеры оказались очень эффективнымив определенный период на промысле путассу, а сейчас, в условиях резкого сокращения промысловых запасов путассу, на промысле скумбрии, дополненном промысле других пелагических, запасы которых в северной Атлантике впечатляющие.
Очень точно демонстрирует то направление, которое выбрано рыбаками Исландии и Фарерских Островов, сейнер/траулере Nordborg(владелец с Фарерских островов), строительство которого было закончено в конце 2008 года на верфи в Чили, и в начале 2009 года судно встречали в порту приписки. Судно универсальное длиной 83,5м, оно ориентированона доставку в порт охлажденной рыбы пелагических видов, выпуска филе из сельди (заморозка 250т/сутки), заморозку пелагических видов или выпуск рыбной муки на РМУ производительностью до 300 т/сутки.При построечной цене судна ок. 40млн.дол., его проектант рассматривает этот проект как очень современный, эффективный и быстро окупаемый.
Промысел антарктического криля.
Пожалуй, наиболее характерным примером обеспечения высокой экономической эффективности за счет использования новых технологий и новых технических решений является антарктический криль. До недавнего времени никто и не предполагал, что этот объект может приносить такой доход.
Разработка новых технологий добычи, переработки и производства новых видов продукции из криля сотворили, казалось бы, невероятное: в сезон 2010 года норвежская компания, используя на своем судне самые современные технологии добычи, переработки и выпуска новой высокоэффективной продукции, сумела обеспечить вылов и обработку на одном судне 100 тыс.тонн криля-сырца c выпуском продукции за год (частично переработанной на береговом предприятии) общей стоимостью 50,5 млн. USD. В сезон 2011г. не смотря не небольшое снижение общего вылова стоимость реализованной продукции еще более возросла и составила уже 55,6 млн.дол.США.
Но и это не предел - другая норвежская компанияприступила к строительству нового судна для добычи криля, которое должно выйти на промысел в сезон 2014г., заявив, что стоимость выпускаемой ею продукции, предназначенной для пищевого использования, будет более чем в десять раз превышать стоимость крилевой муки, за счет чего будет обеспечиваться еще более высокая экономическая эффективность промысла (более подробно см: http://ruspelagic.ru/antarkticheskiy_kril1 ).
Таким образом накопленный к настоящему времени мировой опыт строительства и эксплуатации современного промыслового флота на различных массовых объектах промысла со всей очевидностью доказывает малые сроки окупаемости современных рыбопромысловых судов.Он показывает,насколько высокой экономической эффективности возможно достигнуть за счет использования передового опытапромысла того или иного вида, существенного повышения производственной мощности, использования новой техники, технологий, новых технических и организационных решений и выбора оптимальных вариантов выпускаемой продукции на самых разнообразных объектах.
Это свершившийся факт в мировом рыболовстве, о котором должны знать не только руководители отрасли и все лица, ответственные за ее развитие, но и все специалисты занимающиеся рыболовством.
Предыдущая 1 2