Главная \ Морское рыболовство \ Антарктический криль \ Краткий обзор

Краткий обзор

К настоящему времени Антарктический криль - мелкие рачки длиной обычно не более 62мм и массой до 2-х грамм, остался практически единственным масштабным объектом, промысел которого возможен в водах, находящихся под международным контролем за пределами юрисдикции прибрежных государств и вне юридически обозначенных Исключительных Экономических Зон отдельных Государств.

Промысел Антарктического криля ведется исключительно в зоне Антарктиды, определенной и управляемой Конвенцией по сохранению морских живых ресурсов, которая вступила в силу в 1982 г., как часть Системы Договора об Антарктике. Претворяет в жизнь принципы и цели Конвенции, установленные в Статье II, комиссия АНТКОМ (см. "История создания АНТКОМ"), созданная в соответствии со Статьей IX Конвенции.

АНТКОМ является одной из ведущих организаций в мире в деле сохранения морских живых ресурсов. Комиссия является лидером среди других организаций в разработке экосистемного подхода к управлению биоресурсами, а также занимает видное место в разработке подходов к управлению, включающих элемент предосторожности. Новаторская работа АНТКОМа в области предохранительного и экосистемного подходов считается примером для организаций, регулирующих промысел биоресурсов по всему миру.

Количество Антарктического криля (Euphausia superba), оценивается по-разному, в зависимости от методов расчета и исследований, но обычно указывается биомасса в 200-500 млн. тонн. Объем разрешенного АНТКОМ вылова на 01.12.2011 составляет 8,7 млн. тонн (см. табл.1).  Это самый значительный обьем разрешенного вылова из всех объектов нашей планеты, промысел которых ведется в настоящее время. По сочетанию потенциала вылова и потребительских свойств антарктический криль на сегодняшний день является крупнейшим и самым перспективным свободным ресурсом мирового рыболовства. Не даром журналисты, пишущие о криле, используют штамп «100 миллионов тонн хлеба и масла».

Таблица1

Предохранительный объем вылова криля

(составлено ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания"  по материалам АНТКОМ)

Район Предохранительный объем вылова, т Пороговый уровень
2006 2011 изменения
48.1, 48.2, 48.3, 48.4 4 000 000 5 610 000 + 1 610 000 620 000
58.4.1
440 000
440 000 0
58.4.2

450 000

2645 000

+ 2 195 000 452 000

В с е г о

4 890 000 8 695 000 +3 805 000 1 512 000*

Примечание: * С учетом предохранительного объема для района 58.4.1, вылов для которого независим и для которого не введено понятия порогового уровня.

Выполненные в последнее время за рубежом исследования позволяют рассматривать Антарктический криль как уникальный объект, позволяющий выпускать очень ценную для человечества продукцию как для непосредственного использования человеком, так и для других целей (корма для аквакультуры, животноводства, домашних животных и т.д.). В целом это важнейший биологический и биоактивный материал, который является источником  белков, липидов, прежде всего типа фосфолипидов, полиненасыщенных жирных кислот, хитина/хитозана, astaxanthin и др. каротиноидов, ферментов, а также других чрезвычайно перспективных продуктов.

Исследования показали, что криль содержит биологически активные элементы, прежде всего "Omega 3", в состав которой входят вещества, принимающие непосредственное участие в формировании мембран клеток организма человека. Эти вещества организмом не вырабатываются и должны поставляться извне с питанием. Кроме того, в крилевом жире содержится Astaxanthin - самый эффективный из природных антиоксидантов. Поэтому в развитых странах крилевый жир называют «Строительный материал Жизни», который особенно важен в детском возрасте, формируя здоровый организм.

Добавление даже небольшого количества крилевой муки в корма в аквакультуре существенно повышает качество и привлекательность мяса рыбы, понижает смертность молоди, ускоряет рост и развитие, в животноводстве -  изменяется качество мяса, наблюдается ярко выраженный эффект усиления иммунитета, аналогичный эффекту антибиотика без его использования, усиливается рост, развитие и жизнедеятельность животных, существенно увеличивает яйценоскость кур, цвет яйца и привес бройлеров.

В настоящее время ежегодно осваивается не более 2,5% от разрешенного для промысла объема (см. Рис.1), при том, что в более ранние годы флот СССР вылавливал криля в несколько раз больше, чем сегодня весь мировой флот вместе взятый.

1_1.jpg

Рис.1  Объем вылова криля за всю историю его промысла

(подготовлено ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания")

Причин, которые обуславливают такой низкий уровень освоения ресурса Антарктического криля несколько, из них как наиболее значимые следует указать значительное удаление от основных районов активной деятельности человека и трудности использование криля как сырца для обработки (быстрый автолиз, механические повреждения с существенной потерей массы при подъеме на борт и т.д.), причем в течение годового цикла биологическое состояние его существенно меняется. До последнего времени отсутствовали технологии, которые позволяли бы обеспечивать высокий уровень суточного вылова и качества сырца, а так же технологии, которые позволяли бы обеспечивать переработку значительного суточного улова, что в сочетании с отсутствием востребованной рынком продукции не позволяло обеспечивать необходимую экономическую эффективность для ведения экономически оправданного промысла.

Однако ситуация изменилась. Она начала меняться начиная с 2004 года, когда одна из норвежских компаний предложила и начала освоение и доводку системы непрерывного траления криля, что позволило довести максимальный суточный вылов криля как минимум до 1000 тонн, а потенциально и более. Важно, что эта система добычи позволяет обеспечить совершенно иное качество сырца. Одновременно норвежцы в сотрудничестве с поставщиками оборудования отработали рыбомучные установки, на которых обеспечивается выпуск до 120÷180 тонн/сутки крилевой муки на одном судне.

Разработка новых технологий добычи, переработки и производства новых видов продукции из криля явилась основанием для начала борьбы за биоресурсы Антарктиды - «крилевого бума» или «гонки за крилем». Она началась в Норвегии, где 12 компаний, предлагая сотни миллионов долларов инвестиций, боролись за 4 лицензии, которые выдало Правительство Норвегии, и каждая из которых предусматривает вылов 100 тыс.тонн криля в год.

2_1.jpg

Рис.2  Норвежские суда, получившие лицензии для добычи криля

Несколько позднее к этой гонке присоединилась КНР (см. "Национальная программа Китая"), где при прямой поддержке государства финансируется создание технопарка антарктического криля. Цели известны - привлечение лучших иностранных технологий и разработки собственных технологий добычи, переработки и разработки новых продуктов из криля, а также создание современных, эффективных судов, что, несомненно, в ближайшем будущем сделает Китай крупнейшим игроком в борьбе за биоресурсы криля (в сезон 2012г. КНР станет лидером по количеству судов, ведущих промысел криля, поскольку АНТКОМ лицензировал 5 китайских траулеров).

Таким образом эти две страны, руководство которых в полной мере оценило перспективность промысла криля, приняли совершенно конкретные стратегические решения, обеспечивающие реальное развитие этого промысла: в Норвегии Правительство взяло на себя ответственность и гарантировало на весь срок эксплуатации судов квоты криля, что обеспечивает судовладельцам гарантии их значительных по объему первоначальных финансовых вложений и постоянных вложений в исследование для создания новых прогрессивных продуктов, технологий и оборудования, а руководство Китая пошло еще дальше, сформировав и обеспечив финансирование не только промысла криля, но и всей инфраструктуры исследований, создания и производства новых продуктов.

Кроме стран, ведущих промысел, заявили о своем интересе к биоресурсам Антарктиды США, Германия, Нидерланды и Украина. Эти страны либо планируют, либо уже вкладывают средства в разработку собственных новых технологий и «ноу-хау».

История и практика подтверждают правильность таких намерений. В сезон 2010 года норвежская компания, используя на своем судне самые современные технологии добычи, переработки и выпуска новой высоко эффективной продукции, сумела обеспечить вылов и обработку на одном судне 100 тыс.тонн криля-сырца c выпуском продукции за год (частично переработанной на небольшом береговом предприятии) общей стоимостью 50,5 млн. USD. В сезон 2011г. не смотря не небольшое снижение общего вылова стоимость реализованной продукции еще выросла и составила 55,6 млн.дол.США.

Таким образом, на промысле криля достигнута очень высокая эффективность, сравнимая с работой самых современных крупнотоннажных траулеров-заводов мирового флота на промысле удельно дорогих ресурсов мирового рыболовства.   

Другая норвежская компания, также имеющая лицензии, приступила к строительству нового судна для добычи криля, которое должно выйти на промысел в сезон 2014г., заявив, что стоимость выпускаемой ею продукции, предназначенной для пищевого использования, будет более чем в десять раз превышать стоимость крилевой муки, за счет чего будет обеспечиваться еще более высокая экономическая эффективность промысла.

К сожалению, Россия сегодня находится в стороне от реального участия в разделе богатейших ресурсов планеты. Несмотря на то, что Россия была пионером освоения криля и одним из организаторов АНТКОМ, на ее научных данных в значительной степени строилась работа этой организации и на долю России приходилось более 90% мировой добычи криля. С распадом СССР промысел был свернут, поскольку он был дотационным. С прекращением государственных дотаций промысел криля, так же как и практически всех обьектов открытого океана флотом СССР, стало вести невыгодно, поскольку технические и производственные характеристики действующего флота не позволяют вести промысел на относительно дешевых обьектах хоть сколько-нибудь эффективно. Без создания современного (не просто нового) флота, без исследований и создания новых высоко эффективных решений, продуктов, технологий и оборудования, это в принципе не возможно.

Сегодня, не смотря на декларации о том, что освоение и закрепление за Россией ресурсов Мирового океана является стратегической целью российского государства и Правительством поставлена задача вернуться в число лидеров мирового рыболовства, несмотря на принятие Стратегии деятельности Российской Федерации в Антарктике, многих федеральных целевых программ, Концепции развития рыбного хозяйства, Морской доктрины, предусматривающих увеличение вылова за счет возврата в Мировой океан, нет  реального движения в этом направлении. Достаточно вспомнить не состоявшиеся планы Росрыболовства об увеличении вылова в открытом океане в 50 раз до 1,5 млн.тонн еще в 2009г. (см. Информация главы Росрыболовства на «Правительственном часе» в Совете Федераций).

Заявляемые сегодня Росрыболовством планы по организации проведения в ближайшие 20 лет регулярных рыбопромысловых экспедиций в атлантическом, индокитайском и тихоокеанском секторах Антарктики с целью оценки запасов криля, проектирование и строительство в 2011-2015 гг. двух научно-исследовательских судов для проведения соответствующих исследований, есть ничто иное, как подмена реальных, последовательных  и результативных действий, нацеленных на скорейшее участие в разделе богатейших биоресурсов, имитацией таких действий.

Возможно это и непонимание общей ситуации, сложившейся сегодня  в мире. По крайней мере, циркуляры Росрыболовства (см. ФАКТЫ, касающиеся письма РОСРЫБОЛОВСТВА от 11.04.2011), призванные обратить серьезное внимание рыбаков на эти объекты промысла, свидетельствуют о полном отсутствии этого самого внимания головного ведомства к этим ресурсам. Если принять во внимание упорное нежелание нашего Росрыболовства, сделать хотя бы первые реальные шаги в направлении возврата Российского флота в Антарктику, например, то, что сделало Правительство Норвегии - гарантировать заинтересованным российским компаниям закрепление квот на длительный период, становится понятным глубоко безразличное отношение головного ведомства к богатейшим ресурсам мирового океана. Практика показала, что со старой техникой и технологиями там делать нечего, создание новой - требует существенных затрат, а без уверенности в завтрашнем дне невозможно говорить всерьез о привлечении необходимых и значительных долгосрочных финансовых ресурсов.

Опираясь на прецедент по выдаче национальных «крилевых» лицензий на длительный период, созданный Правительством Норвегии с одной стороны и на историю промысла криля с другой, Росрыболовство имеет все основания закрепить за российским судами квот многократно выше того, что сделала Норвегия, например на уровне 1,0-1,2 млн.тонн. Пока же Росрыболовство считает, что российские суда в перспективе могут добывать порядка 150 тыс.тонн криля, что почти в 3 раза ниже обьема лицензий, выданных Норвегией.

Значение новых технологий и сбалансированных комплексных решений в этом промысле трудно переоценить. Это не простой промысел. Ведь наряду с чрезвычайно эффективным результатом промысла, который показан выше, есть и другие примеры огромных убытков на этом же самом обьекте промысла, среди которых, к сожалению, последний из российских траулеров на добыче криля «Максим Старостин».

Выполненный нашей компанией анализ показывает, что уже доказанная практикой высокая экономическая эффективность крилевого промысла требует не только высокого уровня первоначальных затрат, но и в значительно большей степени тщательно обоснованного, исследованного, высоко квалифицированного и прогрессивного выбора решений из всего комплекса вопросов - технических, технологических, маркетинговых и организационных. Важнейшими являются вопросы использования существующих, либо создания собственных технологий, организации промысла, переработки и реализации продукции.   

К сожалению, мы все более и более отстаем в борьбе за самый богатый ресурс открытого океана, вернее мы просто не участвуем в этой борьбе, мы его просто отдаем. На сегодняшний день в России флот, технологии и оборудование безнадежно устарели, а научный потенциал растерян 20-ью годами фактического отсутствия исследований. Именно столько мы не ведем  сколько-нибудь серьезных разработок новых технологий как добычи, так и переработки криля на основании и с учетом самых современных достижений конкурентов, как это делают ведущие сегодня и потенциальные завтрашние лидеры в этой области. Наглядную иллюстрацию этого утверждения можно видеть в материале головного института отрасли - Гипрорыбфлота (см. «ФАКТЫ, касающиеся статьи Гипрорыбфлота»), который как будто написан тридцать лет назад и за это время в мире не произошло сколько-нибудь значимых изменений по рассматриваемому вопросу.

Оставшийся профессиональный опыт российских специалистов, накопленный за тридцатилетний период, возможно остается у нас единственным не утерянным пока фактором возможного развития промысла криля. Это оставляет хотя бы надежду, что при минимальной заинтересованности со стороны Правительства, при правильной организации  (с учетом использования самых современных технологий лова, возможностями глубокой переработки и выпуска новых продуктов с высокой добавочной стоимостью), восстановить российский промысел с достаточно высокой эффективностью все еще возможно. Надежда «запрыгнуть на подножку уходящего поезда», закрепив за Россией существенный кусок «рыбного пирога» в международных водах еще есть.

Однако очень важен фактор времени, поскольку ведущие рыболовные страны, как показывает практика, очень быстро делят ресурсы открытого океана. Это уже показал пример ставриды ЮТО - из 1,4 млн.тонн ежегодного вылова, который был когда-то у РФ, осталось 0,024 млн.тонн, то есть в 60 раз меньше! Страны, которые начали промысел несколько лет назад, имеют квоты ставриды больше чем РФ, несмотря на нашу самую богатую историю промысла, огромные вложения в исследования ставриды, фактически открытие этого ресурса. Это потери невосполнимые для будущих поколений россиян. К этому все может прийти  и по антарктическому  крилю.

Специалисты нашей компании на протяжении семи лет выполняли собственные исследования и проводили анализ материалов, касающихся новых технологий добычи и переработки криля, новых методов организации промысла, выпуска новых продуктов из криля, то есть всего комплекса вопросов, которые относятся к возможности высокоэффективного крилевого промысла. Мы находимся в контакте со всеми участниками этого процесса. Несмотря на то, что мы это делаем прежде всего для тех собственных Проектов, которыми компания занимается, мы готовы предоставить соответствующие отчеты и консультации всем заинтересованным сторонам на базе соответствующих соглашений.

История создания АНТКОМ

Национальная программа Китая «Развитие и использование морских живых ресурсов Антарктики»

ФАКТЫ, касающиеся статьи Гипрорыбфлота «Увеличение экономического эффекта промысла криля»

ФАКТЫ, касающиеся письма РОСРЫБОЛОВСТВА от 11.04.2011 «О необходимости расширения промысловой деятельности российских рыболовных судов в районах действия АНТКОМ и ЮТО»

Это важно

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены? Статья в издании «EastRussia», генерального директора "Русской пелагической исследовательской компании" и член рабочей группы по развитию рыбной отрасли при вице-премьере Ю.П. Трутневе, Братухина О.И

 

Почему государство не должно дать дополнительные квоты «Русской рыбопромышленной компании»

 

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой? 


Как разумнее распорядится квотами, исходя из мирового опыта развитых экономик

Будущее отрасли определяется сегодня

 

 Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков     «Мировой опыт: фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков»-генеральный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председатель совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»О.И.Братухин

 

Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе
достижения технологического лидерства

Статья в издании Fishnews председателя совета директоров ЗАО <Русская
пелагическая исследовательская компания> и ЗАО <Морская инженерная компания>
Олега Братухина

«Низкий уровень государственного управления - <шлагбаум> для достижения технологического лидерства российской рыбной отрасли и отечественного судостроения.

Интервью председателя совета директоров ЗАО « Русская пелагическая исследовательская компания»« Морская инженерная компания» Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews.

«О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями»

Протокол совещания от 04.09.2013 под руководством первого вице губернатора Приморского Края А.И Костенко по вопросу < О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями

«Существующие возможности постройки современных малых рыбопромысловых судов для прибрежного промысла»

РИА Fishnews.ru – новости рыболовства, 25 сентября 2012. Крупным планом: Статья председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Братухина О.И. и генерального директора ЗАО «Морская инженерная компания» Рыбалкина Ю.Г.

Возможные пути многократного повышение эффективности промысла минтая.

Презентация для Совета Ассоциации добытчиков минтая председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания»и ЗАО «Морская инженерная компания»

Новости:

23.06

Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях
Читать полностью

Подробнее

19.06

Каковы приоритеты, таков и флот

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Каковы приоритеты, таков и флот
Читать полностью

Подробнее

10.12

Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Читать полностью

Подробнее

03.12

Судостроению быть
При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

03.12

Минпромторг подготовил программу провала
Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: