Главная \ Строительство рыбопромысловых судов и организация финансирования \ Этапы реализации судостроительного проекта \ Определение уровня контрактной цены постройки судна

Определение уровня контрактной цены постройки судна

Формирование контрактной цены постройки судна происходит под воздействием многообразных факторов. При этом их количество и сила воздействия на цену судна меняются в довольно больших пределах. Для выявления и понимания тех изменений, которые происходят с ценами на суда, очень важно знать положение дел не только на судостроительном рынке, но и тенденции развития смежных рынков и общехозяйственной конъюнктуры.

Помимо анализа общих конъюнктурных факторов, при определении уровня контрактной цены постройки судна, требуется также рассмотреть комплекс показателей, характеризующих качественные и технико-экономические параметры заказываемого судна, знать механизм ценообразования на мировом судостроительном рынке, существующие виды цен на суда и источники информации.

Методы определения цен на постройку судов

Судостроительные верфи и судовладельцы по разному подходят к установлению контрактных цен на постройку судов.

Судостроительные верфи интересуют, прежде всего, их собственные издержки, в связи с чем исходной основой при установлении контрактной цены постройки судна является для них калькуляция. Вместе с тем, в условиях конкуренции верфи вынуждены сопоставлять цены и параметры своих судов с ценами и параметрами судов конкурентов и вносить соответствующие коррективы в свои цены, установленные на основе калькуляции.

Судовладелец - покупатель судна заинтересован прежде всего, в конечных экономических результатах использования закупленного судна. Покупка судна для судовладельца представляет собой вложение капитала, которое должно иметь определенный уровень рентабельности, и обеспечить поступление определенной суммы дохода за весь период эксплуатации. В связи с этим, цена, которую готов уплатить судовладелец, определяется исходя из разности между предполагаемой суммой поступлений от использования судна (валовым доходом) и предполагаемой суммой издержек по эксплуатации судна за весь срок его службы.

Практически приемлемым способом определения цены конкретного судна, как для судовладельца, так и для верфи-строителя, является сопоставление цен и параметров нескольких конкурирующих судов и выбор наиболее приемлемого варианта. При этом судовладелец, помимо функциональных и технических параметров судна, сопоставляет и экономические характеристики сравниваемых судов.

Метод калькуляции цены.

Метод калькуляции требует подсчета стоимости всех материалов и комплектующих изделий, необходимых для строительства судна, наличия данных по трудоемкости всех работ, по заработной плате, по накладным и прочим расходам. Однако, конкретные данные о действительном уровне издержек, затратах на материалы, заработную плату и т.д. являются коммерческой тайной производителей и практически недоступны для покупателя.

Кроме того, для расчета цены методом калькуляции требуются данные, не по какой-либо одной фирме, а по всей отрасли в целом (или хотя бы по нескольким верфям какой-либо страны), поскольку только усредненные данные по издержкам производства могут рассматриваться как приближение к действительному значению общественно-необходимых затрат труда.

Калькуляция цен судов на основании нормативов и затрат, сложившихся в судостроении РФ не может быть рекомендована как метод расчета, ввиду значительной разницы в организационной структуре производства, в ценах на используемые материалы и комплектующие изделия, различий в производительности и оплате труда.

В связи с изложенными недостатками, метод калькуляции в целом не применяется покупателями при расчетах цен на суда. Элементы калькуляции находят применение в практике сопоставления цен аналогичных судов и используются как дополнительный метод при введении различных технических поправок.

Метод расчета цены по экономической эффективности судна.

В современных условиях важным фактором конкурентоспособности является уровень затрат по эксплуатации судов. Поэтому для объективной оценки судов, необходимо принимать во внимание не только собственно цену постройки судна, но общие затраты на его приобретение и эксплуатацию. Более дорогие, но имеющие меньший уровень эксплуатационных затрат суда зачастую обеспечивают судовладельцу более высокий уровень доходов, т.е. лучший конечный экономический результат.

Методы ценообразования на основе экономического анализа условий и стоимости использования судов позволяют определить цены судов с учетом оценки покупателями их потребительной стоимости. Критерием эффективности является не самая низкая цена из всех конкурентных предложений, а самая низкая конечная "цена потребления" судна. Указанная цена должна обеспечить самые низкие затраты по эксплуатации в течение всего срока использования судна, наиболее короткий период ее окупаемости, самые высокие доходы и т.п.

Используя в расчетах цен такие данные, покупатель может оценить и сопоставить экономическую эффективность применения однотипных судов, предлагаемых разными поставщиками.

Возможен более простой и практически реализуемый метод учета экономических показателей судов при установлении цены его постройки. В качестве критерия оценки конкурентоспособности принимается сумма цены продавца и издержек по эксплуатации судна в течение определенного срока. Судно, имеющее меньшую сумму цены и издержек по эксплуатации, будет иметь и более высокую конкурентоспособность.

Параметрический метод расчета цены

Определение цены на постройку судна на основе сопоставления его параметров с параметрами и ценами на постройку судов-прототипов является наиболее распространенным методом определения уровня построечной цены судна.

Данный метод предполагает глубокое изучение предложений на поставку судов аналогичных рассчитываемому судну, получаемых от различных фирм и из разных стран, до того, как они будут использоваться в качестве конкурентного материала.

Прежде всего, цены предложений на постройку судов-прототипов необходимо привести к единому сопоставлению (к единым коммерческим условиям продажи судна). С этой целью один из конкурентных материалов принимается за эталон, а остальные приводятся к сопоставимому уровню, т.е. корректируются с учетом внесения поправок на коммерческие условия приобретения аналога (поправки на срок поставки, серийность, условия платежа и т.д.).

В основу дальнейшего расчета построечной цены положен принцип сравнения стоимости постройки конструктивных элементов судов, так как степень подобия отдельных частей судов значительно выше, чем судов в целом. Выбор укрупненных элементов конструктивной разбивки судна и определение их удельной доли в общей цене производится на основании статистических данных.

Необходимо отметить, что внесение большого количества поправок снижает точность определения цен, особенно в тех случаях, когда в качестве конкурентного материала привлекаются цены судов-прототипов, по своим технико-экономическим показателям сильно отличающихся от искомого судна.

Сумма стоимостей постройки конструктивных элементов рассчитываемого судна, полученных в результате параметрического сравнения с аналогами, является оценочной стоимостью постройки судна.

Оценочная стоимость постройки судна - наиболее важный компонент в формуле оценки, однако существует еще ряд факторов, которые влияют на ценовое решение. Условия субсидий и финансов, доступные верфи и покупатели, оценка конкуренции, предыдущий опыт работы верфи с судовладельцем, статус судовладельца, процедура наблюдения за постройкой судна, штрафные санкции и гарантии по претензиям - все это имеет влияние на цену судна.

Таким образом, имеется большое количество известных и неизвестных вариантов, которые имеют влияние на цену и качество постройки судна. Необходимо найти понимание качественного влияния всех вышеуказанных факторов на построечную цену судна. Только правильно проведенный конкурс между верфями на право получения заказа может в какой-то мере минимизировать риски покупателя по выбору строителя судна и определить справедливую цену постройки судна.

Это важно

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены? Статья в издании «EastRussia», генерального директора "Русской пелагической исследовательской компании" и член рабочей группы по развитию рыбной отрасли при вице-премьере Ю.П. Трутневе, Братухина О.И

 

Почему государство не должно дать дополнительные квоты «Русской рыбопромышленной компании»

 

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой? 


Как разумнее распорядится квотами, исходя из мирового опыта развитых экономик

Будущее отрасли определяется сегодня

 

 Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков     «Мировой опыт: фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков»-генеральный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председатель совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»О.И.Братухин

 

Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе
достижения технологического лидерства

Статья в издании Fishnews председателя совета директоров ЗАО <Русская
пелагическая исследовательская компания> и ЗАО <Морская инженерная компания>
Олега Братухина

«Низкий уровень государственного управления - <шлагбаум> для достижения технологического лидерства российской рыбной отрасли и отечественного судостроения.

Интервью председателя совета директоров ЗАО « Русская пелагическая исследовательская компания»« Морская инженерная компания» Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews.

«О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями»

Протокол совещания от 04.09.2013 под руководством первого вице губернатора Приморского Края А.И Костенко по вопросу < О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями

«Существующие возможности постройки современных малых рыбопромысловых судов для прибрежного промысла»

РИА Fishnews.ru – новости рыболовства, 25 сентября 2012. Крупным планом: Статья председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Братухина О.И. и генерального директора ЗАО «Морская инженерная компания» Рыбалкина Ю.Г.

Возможные пути многократного повышение эффективности промысла минтая.

Презентация для Совета Ассоциации добытчиков минтая председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания»и ЗАО «Морская инженерная компания»

Новости:

23.06

Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях
Читать полностью

Подробнее

19.06

Каковы приоритеты, таков и флот

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Каковы приоритеты, таков и флот
Читать полностью

Подробнее

10.12

Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Читать полностью

Подробнее

03.12

Судостроению быть
При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

03.12

Минпромторг подготовил программу провала
Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: