Главная \ Организация строительства рыбопромысловых судов \ Этапы реализации судостроительного проекта \ Организация финансирования судостроительного проекта

Организация финансирования судостроительного проекта

Стратегия привлечения долгосрочного финансирования.

Судостроительный бизнесОдной из главных особенностей судостроительного бизнеса является высокая капиталоемкость, длительность исполнения контрактных обязательств и необходимость привлечения долгосрочных банковских кредитов. Соответственно, вопрос цены заемных средств и стоимость финансового обеспечения играет важнейшую роль в бюджете строительства каждого конкретного судна.

Судовладельцу, приступая к реализации любого судостроительного проекта, в первую очередь необходимо определить стратегию привлечения долгосрочного финансирования. Традиционными схемами долгосрочного финансирования являются лизинг и банковский кредит.

Сегодняшняя практика российских лизинговых компаний определяет средний размер аванса лизингополучателей в 25-30%. Понятно также, что лизинговая компания компенсирует свои расходы за счет клиента, но и лизингополучатель имеет ряд налоговых льгот. Однако на практике лизинговая схема является более дорогой, по сравнению со схемой банковского кредита.

В России отлаженной эффективной системы кредитования в сфере судостроения не существует. Российские банки выдают кредиты в размере 40-60% от стоимости судна, максимум на 4-5 лет и минимум под 12-14% годовых, что не обеспечивает приемлемую экономику работы судов и их окупаемость.

Условия кредитования строительства судов зарубежными банками разработаны давно и они достаточно четкие. Обычная схема предполагает экспортный кредит в размере до 80% от стоимости судна сроком до 12 лет по ставке LIBOR плюс 0,3-2,0% в зависимости от размера и стабильности компании. Строительство судна должно быть в стране кредитора (гаранта). Следует отметить, что получение кредита зарубежного банка связано с подготовкой пакета документации зарубежного формата и проведением ряда кредитных процедур, несвойственных российским банкам и непривычных для российского заемщика.

Российской рыболовной компании в сегодняшних условиях, исходя из доступности и стоимости долгосрочного финансирования, реализовать эффективный судостроительный проект возможно только при условии получения зарубежного экспортного кредита, что предполагает размещение судостроительного контракта за границей.

Кредитование под гарантии национальных экспортно-кредитных агентств.

В мире принята практика, когда строительство судов ведется с использованием банковских кредитов под залог закупаемых судов с последующим погашением полученных кредитов за счет доходов, получаемых от эксплуатации этих судов (проектное финансирование).

Большинство государств, в рамках действий по поддержке экспорта, разработали свои национальные программы, направленные на развитие судостроительной индустрии, в том числе с помощью экспортно-кредитных агентств (ЭКА).

ЭКА не представляют кредиты напрямую, их роль заключается в страховании рисков кредитора, в качестве которого могут выступать различные финансовые организации. То есть фактически кредиторы получают государственные гарантии, покрывающие риски, связанные с долгосрочным финансированием иностранного покупателя по судостроительному контракту.

Кредиты под гарантии экспортно-кредитных агентств (ECA-based finance) - это очень привлекательный вид финансирования, по условиям ему нет достойной альтернативы. ЭКА используют различные механизмы предоставления финансирования, основными из которых являются кредит покупателю, финансовый лизинг и проектное финансирование.

На практике, при кредитовании под гарантии экспортно-кредитных агентств применяются две основные схемы.

  • В первой - фондирующий зарубежный банк предоставляет межбанковский кредит банку-импортеру под полис ЭКА, обеспеченный залогом судна для финансирования целевого судостроительного контракта российской компании.
  • По второй схеме - фондирующий зарубежный банк предоставляет прямой кредит российскому импортеру под полис ЭКА, обеспеченный залогом судна и банковской гарантией в объеме рисков, не обеспеченных залогом судна.

То есть, если в первом варианте заемщиком выступает банк-импортера, то во втором - сам импортер. Конкретный выбор схемы определяется фондирующим банком и ЭКА и зависит главным образом от кредитного рейтинга предприятия-импортера и банка-импортера. Кредитный рейтинг определяется специалистами фондирующего банка и ЭКА для каждого заемщика в отдельности, исходя из кредитной политики, особенностей клиента и ликвидности его баланса.

В силу необходимости ограничений государственной поддержки судостроения и создания конкуренции, страны - члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) подписали соглашение, в котором регламентируется работа поддерживаемых государством экспортных кредитов - Consensus OECD. В нем, в том числе, установлены требования к страхуемым кредитам в судостроении:

  • Во-первых, кредит, заявленный к страхованию в судостроении, предоставляется на срок не более 12 лет в объеме не более 80% стоимости контракта, то есть, условия судостроительного контракта должны предусматривать 20-процентный аванс со стороны заказчика.
  • Второй момент - кредит и проценты по нему должны погашаться равными частями с промежутками не более шести месяцев, первая часть должна быть уплачена в срок, не превышающий шести месяцев со дня предоставления сумм кредита.

Структура расходов российского судовладельца-импортера по экспортному кредиту складывается из:

  • стоимости ресурсов, привлеченных от фондирующего зарубежного банка (включает фиксированную ставку CIRR или плавающую ставку на базе ставки LIBOR/EURIBOR и маржу иностранного фондирующего банка;
  • стоимости страховой премии национального страхового агентства (уплачивается до начала финансирования, ее размер зависит от уровня страновых рисков, суммы и срока кредита). Большая часть страховой премии может быть профинансирована в рамках отдельного кредитноготранша на тех же условиях, и на те же сроки, что и основной кредит.
  • стоимости обеспечения кредита (маржа банка-импортера или стоимость гарантии по рискам, не покрытых судовой ипотекой);
  • комиссии фондирующего банка за организацию финансирования и за обязательство предоставить кредит. Комиссия за организацию выплачивается единовременно до начала финансирования, комиссия за обязательство предоставить кредит исчисляется в процентах годовых и взимается с суммы невыданного кредита.

Для начала работы над проектом компания - инициатор проекта, должна располагать определенным начальным капиталом как минимум на проведение экспертиз и предпроектной работы.

Масштабность долгосрочных инвестиционных проектов предполагает большой объем предпроектной работы: оформление судостроительного контракта, проведение тщательного финансово-экономического анализа; подготовка комплексной финансовой и юридической документации; длительный этап переговоров между участниками и согласование всех условий сделки с неоднократным выездом представителей компании в страну источника кредита. Кроме того, необходимо будет оплатить часть премии страховой компании, расходы по обеспечению кредита и комиссию фондирующего банка за организацию финансирования.

Кредитуемая компания должна также обладать возможностью финансирования примерно 20% затрат по реализации проекта за счет собственных средств. Указанные средства направляются на предоплату судостроительного контракта. В последнее время банки-кредиторы бескомпромисно соблюдают данное условие. Наличие указанных средств у кредитуемой компании является условием получения кредита.

В случае отсутствия данных средств, существует определенная возможность по привлечению финансирования и недостающих 20% планируемых затрат, однако данные кредитные средства будут существенно дороже, чем основная часть кредита и условия их получения сложнее (обеспечением данного кредита должны выступать иные активы, не используемые в обеспечении основного кредита). Привлечение недостающих средств может быть осуществлено также и в форме инвестиций.

Организация работы с банком-кредитором

Процесс работы с банком-кредитором по оформлению кредита можно условно разделить на два этапа:

  • На первом этапе заемщик представляет банку бизнес-план, финансовую модель и независимый анализ рынка, на котором собирается работать. Если проект интересен банку, а документы соответствуют принципам принятой кредитной политики, то составляется подробный перечень документов, которые клиент обязан представить дополнительно. Этот перечень зависит от конкретного проекта и отрасли, в которой его планируется реализовать.
  • На втором этапе на основе представленных документов банк проводит всестороннее исследование деятельности компании, её финансового состояния и положения на рынке (Дью Дилидженс - Due Diligence) и анализ самого проекта по следующим критериям: инициаторы и менеджмент проекта; наличие достаточных собственных средств; удовлетворительная юридическая структурапроекта (залоги и разрешительная документация); наличие у проекта долгосрочных конкурентных преимуществ; прогнозируемая ситуация в отрасли; финансовая модель проекта и наличие дополнительного обеспечения (credit enhancements).

Если проект удовлетворяет требованиям банка по всем вышеперечисленным критериям, то будет принято решение о выделении финансирования и с заемщиком оформляется предварительный договор - Commitment Letter или Term Sheet. Этот документ содержит наиболее важные для обеих сторон условия, на основе которых впоследствии будет заключен кредитный договор.

Commitment Letter или Term Sheet является деловым, а не юридическим документом - это скорее письмо о намерениях и взаимопонимании, а не обязательство. И даже если он будет подписан, сделка может не состояться (или быть перенесена) по инициативе любой из сторон. Данный документ является основой для согласования условий участия других сторон в предполагаемой кредитной сделке. Окончательные договоренности по условиям предоставления кредита закрепляются в кредитном договоре.

Обоснование использования и погашения кредита

Судовладелец, обращающийся к банку с просьбой о выдаче кредита для строительства рыболовного судна, должен обосновать целый ряд положений. Обоснование кредита включает предоставление банку информации по следующим основным разделам.

Способность заемщика возвратить кредит.

Это такая информация, как например:

  • Какой доход от реализации произведенной продукции может получить судно?
  • Во что оцениваются операционные расходы судна?
  • Какой размер остающейся прибыли и достаточна ли эта сумма для оплаты процентов по кредиту и возврату долга?
  • Какой прогноз развития проекта при ухудшении положения дел на рынке?
  • Имеет ли заемщик другие направления бизнеса, которые могут вызвать проблемы?

Способность заемщика предоставить обеспечение кредита:

Закладываемое судно должно обладать достаточной и быстрой ликвидностью, заемщик должен застраховать судно против всех рисок в пользу кредитора на международном рынке, заемщик должен иметь доступ к ресурсам (промысловые квоты) и получать доход в валюте свободно конвертируемой в валюту кредита и т.д.

"Послужной список" заемщика.

Информация должна подтверждать опыт и квалификацию заемщика, его репутацию, экологически безопасную модель ведения промысла и т.д.

Коммерческое обоснование сделки.

Предоставление информации по проекту и компании - о счетах и балансах заемщика, прошедшие проверку по международным стандартам, полное описание деловой деятельности заемщика, бизнес-план, разработанный по международным стандартам и т.д.
Однако такого обоснования может быть недостаточно. Существуют и другие аспекты, которые должны быть приняты во внимание.

Следует также учитывать, что очень небольшое количество служащих банков обладает багажом знаний в области морского рыболовства, реализации рыбопродукции и судостроения. Как следствие, они склонны к "генеральному" подходу и избегают, по возможности, кредитования специализированных судов. Привлечение к кредитной сделке банка, обладающего опытом работы в сфере морского рыболовства и реализации рыбопродукции (в качестве банка-агента, или гаранта, даже в объеме символического покрытия рисков), позволит принять банку-кредитору разумно обоснованное решение в короткие сроки.

Особенности предоставления зарубежного кредита для российского судовладельца.

Банк-кредитор должен быть уверен, что если результаты эксплуатации судна не будут соответствовать предоставленным в проекте расчетам, он сможет реализовать свое залоговое право и получить соответствующую выручку для покрытия кредита. Поэтому для банка кредитора важно, чтобы право собственности на судно было зарегистрировано в юрисдикции, отвечающей следующим характеристикам:

  • действующее морское законодательство,
  • соответствие международным конвенциям по залогам и ипотекам,
  • эффективные и своевременные юридические процедуры,
  • подтвержденные данные об успешных судебных разбирательствах
  • отсутствие ограничений в отношении покупателей судов при реализации залога.

По мнению зарубежных кредиторов, регистрация права собственности на суда в России снижает его залоговую привлекательность, поэтому банки-кредиторы настаивают на определенных условиях и схемах, которые в большинстве случаев выполнимы для российских заказчиков.

Это важно

Разработан базовый проект траулера-процессора для промысла минтая, существенно превосходящий по производственным показателям, общепроектным характеристикам и мореходным качествам наиболее современные российские и американские минтаевые траулеры-процессоры значительно больших размерений. Проект укомплектован полным комплектом основного оборудования.

 

Разработаны базовые проекты инновационных, наиболее конкурентоспособных судов-краболовов, в соответствии с требования к объектам инвестиций, укомплектованных основным оборудованием из дружественных стран.

 

Отечественное кораблестроение обязано вернуть те преимущества, которым обладало в СССР

 

Почему отечественный рыболовный флот остро нуждается в обновлении

 

К вопросу обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях

 

Мы готовы строить суда на дальневосточных верфях

 

Почему на Дальнем Востоке массово не строятся корабли

 

Крупный бизнес обводит главу государства вокруг пальца

 

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены?

 

Судостроению быть

 

 

Новости:
Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: