Организация финансирования судостроительного проекта
Одной из главных особенностей судостроительного бизнеса является высокая капиталоемкость, длительность исполнения контрактных обязательств и необходимость привлечения долгосрочных банковских кредитов. Соответственно, вопрос цены заемных средств и стоимость финансового обеспечения играет важнейшую роль в бюджете строительства каждого конкретного судна.
Судовладельцу, приступая к реализации любого судостроительного проекта, в первую очередь необходимо определить стратегию привлечения долгосрочного финансирования. Традиционными схемами долгосрочного финансирования являются лизинг и банковский кредит.
Сегодняшняя практика российских лизинговых компаний определяет средний размер аванса лизингополучателей в 25-30%. Понятно также, что лизинговая компания компенсирует свои расходы за счет клиента, но и лизингополучатель имеет ряд налоговых льгот. Однако на практике лизинговая схема является более дорогой, по сравнению со схемой банковского кредита.
В России отлаженной эффективной системы кредитования в сфере судостроения не существует. Российские банки выдают кредиты в размере 40-60% от стоимости судна, максимум на 4-5 лет и минимум под 12-14% годовых, что не обеспечивает приемлемую экономику работы судов и их окупаемость.
Условия кредитования строительства судов зарубежными банками разработаны давно и они достаточно четкие. Обычная схема предполагает экспортный кредит в размере до 80% от стоимости судна сроком до 12 лет по ставке LIBOR плюс 0,3-2,0% в зависимости от размера и стабильности компании. Строительство судна должно быть в стране кредитора (гаранта). Следует отметить, что получение кредита зарубежного банка связано с подготовкой пакета документации зарубежного формата и проведением ряда кредитных процедур, несвойственных российским банкам и непривычных для российского заемщика.
Российской рыболовной компании в сегодняшних условиях, исходя из доступности и стоимости долгосрочного финансирования, реализовать эффективный судостроительный проект возможно только при условии получения зарубежного экспортного кредита, что предполагает размещение судостроительного контракта за границей.
Кредитование под гарантии национальных экспортно-кредитных агентств.
В мире принята практика, когда строительство судов ведется с использованием банковских кредитов под залог закупаемых судов с последующим погашением полученных кредитов за счет доходов, получаемых от эксплуатации этих судов (проектное финансирование).
Большинство государств, в рамках действий по поддержке экспорта, разработали свои национальные программы, направленные на развитие судостроительной индустрии, в том числе с помощью экспортно-кредитных агентств (ЭКА).
ЭКА не представляют кредиты напрямую, их роль заключается в страховании рисков кредитора, в качестве которого могут выступать различные финансовые организации. То есть фактически кредиторы получают государственные гарантии, покрывающие риски, связанные с долгосрочным финансированием иностранного покупателя по судостроительному контракту.
Кредиты под гарантии экспортно-кредитных агентств (ECA-based finance) - это очень привлекательный вид финансирования, по условиям ему нет достойной альтернативы. ЭКА используют различные механизмы предоставления финансирования, основными из которых являются кредит покупателю, финансовый лизинг и проектное финансирование.
На практике, при кредитовании под гарантии экспортно-кредитных агентств применяются две основные схемы.
- В первой - фондирующий зарубежный банк предоставляет межбанковский кредит банку-импортеру под полис ЭКА, обеспеченный залогом судна для финансирования целевого судостроительного контракта российской компании.
- По второй схеме - фондирующий зарубежный банк предоставляет прямой кредит российскому импортеру под полис ЭКА, обеспеченный залогом судна и банковской гарантией в объеме рисков, не обеспеченных залогом судна.
То есть, если в первом варианте заемщиком выступает банк-импортера, то во втором - сам импортер. Конкретный выбор схемы определяется фондирующим банком и ЭКА и зависит главным образом от кредитного рейтинга предприятия-импортера и банка-импортера. Кредитный рейтинг определяется специалистами фондирующего банка и ЭКА для каждого заемщика в отдельности, исходя из кредитной политики, особенностей клиента и ликвидности его баланса.
В силу необходимости ограничений государственной поддержки судостроения и создания конкуренции, страны - члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) подписали соглашение, в котором регламентируется работа поддерживаемых государством экспортных кредитов - Consensus OECD. В нем, в том числе, установлены требования к страхуемым кредитам в судостроении:
- Во-первых, кредит, заявленный к страхованию в судостроении, предоставляется на срок не более 12 лет в объеме не более 80% стоимости контракта, то есть, условия судостроительного контракта должны предусматривать 20-процентный аванс со стороны заказчика.
- Второй момент - кредит и проценты по нему должны погашаться равными частями с промежутками не более шести месяцев, первая часть должна быть уплачена в срок, не превышающий шести месяцев со дня предоставления сумм кредита.
Структура расходов российского судовладельца-импортера по экспортному кредиту складывается из:
- стоимости ресурсов, привлеченных от фондирующего зарубежного банка (включает фиксированную ставку CIRR или плавающую ставку на базе ставки LIBOR/EURIBOR и маржу иностранного фондирующего банка;
- стоимости страховой премии национального страхового агентства (уплачивается до начала финансирования, ее размер зависит от уровня страновых рисков, суммы и срока кредита). Большая часть страховой премии может быть профинансирована в рамках отдельного кредитноготранша на тех же условиях, и на те же сроки, что и основной кредит.
- стоимости обеспечения кредита (маржа банка-импортера или стоимость гарантии по рискам, не покрытых судовой ипотекой);
- комиссии фондирующего банка за организацию финансирования и за обязательство предоставить кредит. Комиссия за организацию выплачивается единовременно до начала финансирования, комиссия за обязательство предоставить кредит исчисляется в процентах годовых и взимается с суммы невыданного кредита.
Для начала работы над проектом компания - инициатор проекта, должна располагать определенным начальным капиталом как минимум на проведение экспертиз и предпроектной работы.
Масштабность долгосрочных инвестиционных проектов предполагает большой объем предпроектной работы: оформление судостроительного контракта, проведение тщательного финансово-экономического анализа; подготовка комплексной финансовой и юридической документации; длительный этап переговоров между участниками и согласование всех условий сделки с неоднократным выездом представителей компании в страну источника кредита. Кроме того, необходимо будет оплатить часть премии страховой компании, расходы по обеспечению кредита и комиссию фондирующего банка за организацию финансирования.
Кредитуемая компания должна также обладать возможностью финансирования примерно 20% затрат по реализации проекта за счет собственных средств. Указанные средства направляются на предоплату судостроительного контракта. В последнее время банки-кредиторы бескомпромисно соблюдают данное условие. Наличие указанных средств у кредитуемой компании является условием получения кредита.
В случае отсутствия данных средств, существует определенная возможность по привлечению финансирования и недостающих 20% планируемых затрат, однако данные кредитные средства будут существенно дороже, чем основная часть кредита и условия их получения сложнее (обеспечением данного кредита должны выступать иные активы, не используемые в обеспечении основного кредита). Привлечение недостающих средств может быть осуществлено также и в форме инвестиций.
Организация работы с банком-кредитором
Процесс работы с банком-кредитором по оформлению кредита можно условно разделить на два этапа:
- На первом этапе заемщик представляет банку бизнес-план, финансовую модель и независимый анализ рынка, на котором собирается работать. Если проект интересен банку, а документы соответствуют принципам принятой кредитной политики, то составляется подробный перечень документов, которые клиент обязан представить дополнительно. Этот перечень зависит от конкретного проекта и отрасли, в которой его планируется реализовать.
- На втором этапе на основе представленных документов банк проводит всестороннее исследование деятельности компании, её финансового состояния и положения на рынке (Дью Дилидженс - Due Diligence) и анализ самого проекта по следующим критериям: инициаторы и менеджмент проекта; наличие достаточных собственных средств; удовлетворительная юридическая структурапроекта (залоги и разрешительная документация); наличие у проекта долгосрочных конкурентных преимуществ; прогнозируемая ситуация в отрасли; финансовая модель проекта и наличие дополнительного обеспечения (credit enhancements).
Если проект удовлетворяет требованиям банка по всем вышеперечисленным критериям, то будет принято решение о выделении финансирования и с заемщиком оформляется предварительный договор - Commitment Letter или Term Sheet. Этот документ содержит наиболее важные для обеих сторон условия, на основе которых впоследствии будет заключен кредитный договор.
Commitment Letter или Term Sheet является деловым, а не юридическим документом - это скорее письмо о намерениях и взаимопонимании, а не обязательство. И даже если он будет подписан, сделка может не состояться (или быть перенесена) по инициативе любой из сторон. Данный документ является основой для согласования условий участия других сторон в предполагаемой кредитной сделке. Окончательные договоренности по условиям предоставления кредита закрепляются в кредитном договоре.
Обоснование использования и погашения кредита
Судовладелец, обращающийся к банку с просьбой о выдаче кредита для строительства рыболовного судна, должен обосновать целый ряд положений. Обоснование кредита включает предоставление банку информации по следующим основным разделам.
Способность заемщика возвратить кредит.
Это такая информация, как например:
- Какой доход от реализации произведенной продукции может получить судно?
- Во что оцениваются операционные расходы судна?
- Какой размер остающейся прибыли и достаточна ли эта сумма для оплаты процентов по кредиту и возврату долга?
- Какой прогноз развития проекта при ухудшении положения дел на рынке?
- Имеет ли заемщик другие направления бизнеса, которые могут вызвать проблемы?
Способность заемщика предоставить обеспечение кредита:
Закладываемое судно должно обладать достаточной и быстрой ликвидностью, заемщик должен застраховать судно против всех рисок в пользу кредитора на международном рынке, заемщик должен иметь доступ к ресурсам (промысловые квоты) и получать доход в валюте свободно конвертируемой в валюту кредита и т.д.
"Послужной список" заемщика.
Информация должна подтверждать опыт и квалификацию заемщика, его репутацию, экологически безопасную модель ведения промысла и т.д.
Коммерческое обоснование сделки.
Предоставление информации по проекту и компании - о счетах и балансах заемщика, прошедшие проверку по международным стандартам, полное описание деловой деятельности заемщика, бизнес-план, разработанный по международным стандартам и т.д.
Однако такого обоснования может быть недостаточно. Существуют и другие аспекты, которые должны быть приняты во внимание.
Следует также учитывать, что очень небольшое количество служащих банков обладает багажом знаний в области морского рыболовства, реализации рыбопродукции и судостроения. Как следствие, они склонны к "генеральному" подходу и избегают, по возможности, кредитования специализированных судов. Привлечение к кредитной сделке банка, обладающего опытом работы в сфере морского рыболовства и реализации рыбопродукции (в качестве банка-агента, или гаранта, даже в объеме символического покрытия рисков), позволит принять банку-кредитору разумно обоснованное решение в короткие сроки.
Особенности предоставления зарубежного кредита для российского судовладельца.
Банк-кредитор должен быть уверен, что если результаты эксплуатации судна не будут соответствовать предоставленным в проекте расчетам, он сможет реализовать свое залоговое право и получить соответствующую выручку для покрытия кредита. Поэтому для банка кредитора важно, чтобы право собственности на судно было зарегистрировано в юрисдикции, отвечающей следующим характеристикам:
- действующее морское законодательство,
- соответствие международным конвенциям по залогам и ипотекам,
- эффективные и своевременные юридические процедуры,
- подтвержденные данные об успешных судебных разбирательствах
- отсутствие ограничений в отношении покупателей судов при реализации залога.
По мнению зарубежных кредиторов, регистрация права собственности на суда в России снижает его залоговую привлекательность, поэтому банки-кредиторы настаивают на определенных условиях и схемах, которые в большинстве случаев выполнимы для российских заказчиков.