Главная \ Наши публикации \ Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой?

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой?

Поручения Президента - не указ.

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой?

Олег Братухин - генеральный директор "Русской пелагической исследовательской компании"

Геннадий Сухотеплый - исполнительный директор "Русской пелагической исследовательской компании"

Под актуальными сегодня, правильными лозунгами, принадлежащих руководителям Росрыболовства, Минсельхоза и общественных объединений рыбаков - "создании современного российского рыболовного флота", "повышение эффективности использования национальных биоресурсов", "глобальной модернизации "исторического принципа" и "готовности решать задачи, поставленные перед отраслью Президентом России В.В. Путиным" готовился проект закона о внесении изменений в Закон о рыболовстве, который должен определить принципы закрепления квот после 2018г. Однако результат получился  ровно в противоположную сторону.

Похоже,  что работа по совершенствованию законодательства о рыболовстве
и сохранении водных биоресурсов подходит к концу. 10 марта состоится очередное заседания рабочей группы по подготовке предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса под руководством Заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В. ШЕСТАКОВА с первым вопросом повестки "О рассмотрении проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования распределения долей квот вылова (добычи) водных биоресурсов, в том числе предусматривающего обоснованные обязательства к пользователям таких ресурсов по повышению эффективности их использования."

Напомним, что работа была начата еще в 2013г. .Основную цель позднее определил новый глава Росрыболовства Илья Шестаков в виде повышения эффективности использования национальных биоресурсов и он же заявил о необходимости глобальной модернизации "исторического принципа" использования квот. Поддержали коллег и не только начальники в Минсельхозе, но и общественные объединения рыбаков.

В частности первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Игорь Манылов, который с 2013 года возглавлял рабочую группу по подготовке предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса для модернизации «исторического принципа» распределения квот не раз подчеркивал необходимость рационального использования ресурсов, а президент крупнейшего обьединения рыбаков ВАРПЭ Александр Фомин заявлял о готовности рыбаков решать задачи, поставленные перед отраслью Президентом России В.В. Путиным.

Вопрос о необходимости стимулирования развития отрасли через обновление основных производственных мощностей, путем строительства судов на отечественных верфях, для чего и необходимо увеличить срок закрепления квот,  обсуждался на очень многих площадках, включая Президента страны В.В. Путина. В частности в июне 2014г. на совещании о социально-экономическом развитии Архангельской области, Президент России Владимир Путин, практически подтвердил возможность сохранения «исторического» принципа на более длительный период в увязке со строительством судов на российских верфях.

Черту казалось бы подвела Морская коллегия при Правительстве РФ, Президиум которой в октябре 2014г., заслушав доклад руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова, приняла решение, цитата: "Поддержать предложение Росрыболовства об увеличении срока договоров о закреплении долей квот в целях возможности залога квот и обеспечения кредитными ресурсами предприятий, являющихся заказчиками строительства рыболовных судов на отечественных верфях". Президиум Морской коллегии обязал Росрыболовство разработать систему мер направленных на увязывание вопроса заключения новых договоров с обязательствами по строительству судов на отечественных верфях.

Вроде бы все встало на свои места.

Самое же странное заключается в том, что в проекте федерального закона о внесении изменений в закон «О рыболовстве..." ничего этого нет - ни одного слова о повышении эффективности использования квот или обновлении флота.

Все о чем говорилось - забыто, побоку все – и поручения Президента и решения вышестоящих органов государственной власти и собственно все с чего начиналась и чем обосновывалась первоначально, причем именно рыбаками, необходимость увеличения срока закрепления квот, включая фундаментальные принципы развития национальных экономик по использованию национальных биоресурсов в интересах развития других отраслей экономики.

Полное ощущение, что цель предлагаемых изменений единственная – закрепление "исторического" принципа распределения квот в пользу нынешних их пользователей с увеличением срока закрепления квот до 25 лет. Это понятная цель нынешних пользователей квот.

Если же фундаментальной государственной целью является повышение экономической эффективности использования отечественных биоресурсов, путем строительства рыболовного флота нового поколения, как это заявлялось ранее, то в предлагаемом проекте документа об этом нет ровным счетом ничего. Сроки закрепления квот увеличили, а про остальное мягко говоря "забыли".

Налицо противоречия в целях.

Действующим пользователям государственных квот очень хочется, чтобы государство предоставляя бизнесу право на вылов своих национальных ресурсов на 25 лет опять, как это уже было при закреплении квот на 5 и на 10 лет "забыло" сказать рыбакам, что эти ресурсы должны осваиваться самым бережным и экономически эффективным образом. Не так как сегодня, на существующих судах, спроектированных 50 лет назад, которые технически при любой глубине модернизации не могут это обеспечить.

Напомним, что по данным отраслевой науки уровень неучтенного перелова сегодня только за счет выбросов молоди, а также давленного и некондиционного  сырья составляет в целом по бассейну около 30%. С учетом перелова из-за повышенной нормы выхода икры минтая это существенно более миллион тонн рыбы (миллиард килограмм белковой пищи!) каждый год плюс минимум столько же выбрасывается в море отходов переработки, из чего возможно производить столь необходимую сельскому хозяйству рыбную муку, производство которой со времен СССР уменьшилось в 10 раз и сегодня ее дефицит компенсируется импортом лишь частично .

В этом заключается определяющий аспект: не может быть право на использование общенационального достояния, закреплено за ресурсно-расточительными и неэффективными пользователями, не желающими двигаться в направлении общегосударственного развития, требующегося нашей стране сегодня.

В целом же такой подход точно характеризует положение дел в отрасли - рыбаки проталкивают свои интересы под прикрытие красивых слов, их бюджет им это позволяет, Росрыболовство как обычно, не смотря на смену руководства, идет на поводу у бизнеса.

Таким образом можно утверждать, что предлагаемые изменения в закон о рыболовстве противоречат государственным интересам, если таковыми считать Указ Президента о долгосрочной государственной экономической политики в направлении технологического лидерства № 596 от 7 мая 2012г. либо послание Президента Федеральному собранию от 04 декабря 2014г. в котором Президент четко поставил вопрос о не сырьевом экспорте и необходимости производства высокотехнологичной продукции.

Отрасль же, судя по проекту федерального закона собирается десятки лет оставаться технологическим и производственным аутсайдером.

Отметим, что проект документа предусматривает увеличение порога обязательного освоения квот с 50% до 70%. Однако привязать это к повышению эффективности использования биоресурсов не получается. Поскольку речь  идет о увеличении обязательных уловов, но никак не о более экономически эффективном его использовании. Смысл повышения эффективности использования ресурсов, как это принято в мире, заключается в увеличении эффективности использования единицы ресурса, то есть количества продукции, выпускаемой из единицы квот и в увеличении ее добавленной стоимости. Важно не сколько мы поймали, важно насколько эффективно мы распорядились пойманным -сколько Вы из этого улова выпустили продукции и какой стоимостью. И конечно насколько мы бережно относимся к нашим ресурсам. Ведь не важно какую часть доли в 50, 70 или 90% мы будем облавливать, важно что облавливать будут также как и сегодня, выбрасывая существенную часть улова за борт.

Проект закона предполагает и норму, о запрете работы рыболовных судов построенных за рубежом.  Направлено ли это на выполнение фундаментальной цели по эффективному использованию ресурсов путем современного обновления флота? Опять нет. И более того, это приведет исключительно к консервированию ситуации с нашей технологической отсталостью, связанной с нашим морально устаревшим флотом. Просто потому, что в условиях отсутствия ограничений срока эксплуатации судов по требованиям Регистра можно бесконечно продлевать сроки эксплуатации существующих судов путем замены наружной обшивки, конструкций и оборудования, так называемой модернизации судов. Бизнес в силу своей сущности обязан пойти и пойдет по пути наименьших затрат и строить не будет.

И поскольку проект закона очень далек от вопросов строительства рыболовных судов в нем вполне естественно отсутствует и главное - механизм, который стал бы шлагбаумом строительству на отечественных верфях новых судов, которые таким же расточительным, по сути варварским способом, как и существующий сегодня флот использовал бы наши ресурсы.

О том, что существующие пользователи не хотят и не планируют строить новый флот еще раз прямо прозвучало на совещании у заместителя министра Минвостокразвития, посвященному вопросу совершенствованию механизма распределения долей квот. В очередной раз на основании приведенной им, искаженной информации президент ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев обосновывал отсутствие потребности в обновлении флота. Суть позиции наших минтайщиков заключается в том, что рыбаки имеют и так достаточные мощности флота для освоения ресурсов минтая, зачем же им новый. И упорно как бы невдомек г-ну Звереву, что современный рыболовный флот нужен совсем не потому, что старый ловить не может, а потому, что так, как старый флот работает, выбрасывая половину за борт, уже давно никто в мире не делает.

Пользователям квот минтая необходим постепенный переход на наиболее современные известные стандарты промысла - систему прямого учета вылова и многоступенчатого мониторинга с комплексной переработкой всего улова и безотходным производством, которые экономически стимулируют производить больше продукции, большей добавочной стоимостью из единицы квот путем перехода на качественно иную высокотехнологичную, высокоэффективную и быстроокупаемую технику. Это система и есть шлагбаум для новой, но морально устаревшей  техники. Такое решение позволит при том же объеме квот на 60% увеличить физический объем выпуска пищевой и технической продукции, двукратно увеличить налогооблагаемую базу отрасли с существенным ростом, не менее чем на 60-70% экономических показателей самого бизнеса. Для экономики в целом это существенное повышение продовольственной безопасности, развитие смежных отраслей экономики - судостроения, пищевой индустрии, животноводства, птицеводства и аквакультуры.

По поводу строительства рыболовных судов на отечественных верфях.

В условиях, когда государство поставило задачу о необходимости строительства рыболовного флота на отечественных верфях, дискуссию о том, построят наши верфи рыболовные суда или нет пора прекращать. Пора это делать. Ведь задача поставлена совершенно верная, так развиваются все экономики - мы обязаны за счет своих ресурсов, в данном случае квот, создать в России сектор технически сложного гражданского судостроения. Это относится не только к рыболовным судам, но и например, к оффшорным и к другим, где  также используются национальные ресурсы.

Фактом является то, что сейчас российские верфи хотят строить рыболовные суда. Не случайно такие верфи как «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград), «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», «Восточная верфь» (Владивосток) многократно обращались к рыбакам с предложением строить рыболовные суда. В совсем недавней презентации в Росрыболовстве "Янтарь" не только говорил о своих возможностях, но и привез готовый проект судна с весьма адекватной ценой в нескольких вариантах комплектации.  Нет сомнения в возможности этих верфей строить технически сложные рыболовные суда в кооперации с зарубежными партнерами. У этих верфей есть желание и есть возможности, так же как возможно и у других, не названных здесь верфей также, и они готовы работать в условиях конкуренции.

На Дальнем востоке существует ряд частных судоремонтных верфей – «Приморский СРЗ» (Находка), «Славянский СРЗ», «Ливадийский СРЗ» и другие, которые заявляют о своем желании и своих возможностях в постройке рыболовных судов используя новые судостроительные технологии. Некоторые из этих верфей не только выделили специализированные участки под судостроение, но и глубоко проработали технологию строительства рыболовных судов, суть которой заключается в глубокой технологической кооперации с нашими соседями – верфями Кореи и КНР, по типу строительства технически сложных судов в Норвегии, где корпуса судов не строятся вообще.

И наконец ведущие в мире игроки на рынке технически сложного гражданского судостроения, видя потенциал заказов на строительство  рыболовных судов, прямо предлагают Росрыболовству использовать не только свои опыт, знания и «ноу-хау» в области строительства самых современных судов рыболовного флота, но и финансирование своих стран, создавая на отечественных верфях «СП-мини-верфи». Что безусловно позволит не только гарантированно построить новый рыболовный флот, но и станет фундаментом фактического создания в РФ высокотехнологичного сектора гражданского судостроения, конкурентоспособного в глобальном масштабе.

Поэтому строительство современных рыболовных судов нового поколения на отечественных верфях сдерживается единственным - отсутствием массовых заказов. Портфель твердых заказов обеспечит, в том числе, привлечение в отрасль недостающего зарубежного опыта и технологий.

При этом наиболее простым вопросом является организация финансирования, путем докапитализации лизинговой компании с государственным участием с субсидированием процентов по лизинговым платежам. Такая схема финансирования помимо прочего переложит риски строительства на лизинговую компанию.

Главное, чтобы уровень новых судов был не ниже уровня лучших мировых аналогов по основным общепроектным, производственным и экономическим характеристикам, а определяющим требованием было обеспечение максимально высокой экономической эффективности новых судов с малым сроком окупаемости, а также обеспечение использования новых стандартов промысла и технологий, направленных на максимально эффективное использование национальных биоресурсов и безотходное производство, экологическая чистота и экологическая безопасность, удовлетворение новых требований МОРПОЛ в части защиты окружающей среды, существенное меньшее энергопотребление, пониженный уровень шума и воздействия на окружающую среду и использование ряда специальных решений.

Много в новом проекте закона и непонятностей относительно прибрежного рыболовства.

Запрет на перегруз продукции в море приведет вместо его развития к сворачиванию промысла. Поскольку во многих промысловых районах нашей огромной береговой черты Дальнего востока не только отсутствуют условия, считающиеся типичными  в зарубежной практике, когда судно утром выходит в море, а обычно вечером возвращается к своему причалу для сдачи продукции и при этом имеются все условия для эффективной реализации этого улова, но и вообще являются безлюдными. Куда в этих условиях вести улов?

Там, где существует возможность доставки улова на берег, он должен доставляться на берег, но там где эта возможность отсутствует по факту, прибрежный промысел  не должен быть свернут сегодня, а значит перегруз продукции должен быть разрешен. И кому как не региональным властям решать этот вопрос с учетом их точного понимания наличия поселений и инфраструктуры вдоль береговой черты, с разработкой механизма, который стимулировал бы регионы развивать прибрежные территории, последовательно уменьшая количество промысловых районов с возможностью перегруза продукции.

Нужны и законодательные ограничения размерений судов, работающих в прибрежке,  как это принято в мире, иначе от прибрежной полосы ничего не останется. Возражения бизнеса против ограничений судов для прибрежки ошибочны, поскольку современные суда с длиной между перпендикулярами 34м не имеют ограничений по району плавания, являются всепогодными и по всем характеристикам, включая общепроектные (объемы трюмов до 400м3), почти вдвое  превосходят наши  существующие суда длиной до 55м (суда типа СТР-503) и это имеет определяющее значение для экономики их работы. Не возможно, говоря о развитии и конкурентоспособной экономике, ориентироваться на старый флот, созданный 40 лет назад (суда типа РС-300), нужно ориентироваться на лучшие образцы техники, существующие в мире.

Другое дело, что введение нормы в закон о ограничении длины судов для прибрежного промысла должно иметь переходный период, необходимый пользователям для выполнения этого требования путем постройки современных судов на отечественных верфях. В противном случае большая часть существующего сегодня прибрежного флота, выходя за пределы предложенных ограничений должна будет выведена с промысла немедленно.  А в составе прибрежного флота в этом случае остается самый малоэффективный, старый по возрасту и достаточно малочисленный малотоннажный флот. 

Это важно

Разработан базовый проект траулера-процессора для промысла минтая, существенно превосходящий по производственным показателям, общепроектным характеристикам и мореходным качествам наиболее современные российские и американские минтаевые траулеры-процессоры значительно больших размерений. Проект укомплектован полным комплектом основного оборудования.

 

Разработаны базовые проекты инновационных, наиболее конкурентоспособных судов-краболовов, в соответствии с требования к объектам инвестиций, укомплектованных основным оборудованием из дружественных стран.

 

Отечественное кораблестроение обязано вернуть те преимущества, которым обладало в СССР

 

Почему отечественный рыболовный флот остро нуждается в обновлении

 

К вопросу обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях

 

Мы готовы строить суда на дальневосточных верфях

 

Почему на Дальнем Востоке массово не строятся корабли

 

Крупный бизнес обводит главу государства вокруг пальца

 

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены?

 

Судостроению быть

 

 

Новости:
Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: