Повышение эффективности промысла минтая.
Полный текст презентации представленной 21 апреля 2011г. совету Ассоциации добытчиков минтая председателем совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» О.И.Братухиным.
Кто мы и для чего мы здесь?
Сейчас весьма неудачное время для подобного выступления перед рыбацкой аудиторией. Мы понимаем, как Вам надоели в последнее время всевозможные проблемы, такие как новое российское судостроение, квоты под киль, разного рода проекты, стратегии и т.д. и Вы наверняка хотите только одного - чтобы Вас просто оставили в покое.
Мы появились здесь совсем не потому, что Вас сегодня пытаются заставить строить новый флот на отечественных верфях. Мы противники всех вариантов лозунгов «квоты под киль».
Мы никаким образом не хотим и не пытаемся использовать давление, которое оказывается на Вас.
У нас нет задачи протолкнуть свои проекты, воспользовавшись моментом, как это делают другие проектанты.
Мы появились здесь для того, чтобы поделиться своим опытом и попытаться показать, что сегодня есть такие современные технические решения, которые могут существенно, в несколько раз повысить экономику работы Ваших предприятий. Прежде всего за счет сокращения затрат на выпуск единицы продукции.
Рыболовные компании загружены текущей работой и текущими проблемами. Ограничен доступ к необходимой информации, что обусловлено и техническими ограничениями, и недостаточностью необходимого для этого персонала.
Наша группа компаний, сформированная специально для такого анализа и обобщения накопленного мирового опыта создания самых эффективных судов рыболовного флота, более восьми лет занимается этим для решения собственных задач, связанных с ресурсами открытого океана.
Мы целенаправленно занимались как накоплением и анализом информации, так и совместно с ведущими мировыми проектантами занимались проектированием наиболее современных траулеров. За восемь лет мы выполнили весь спектр исследований, начиная сисследовательских работ с производителями специализированного оборудования и маркетинговых исследований. Мы работали в тесном контакте с ведущими мировыми производителями самой современной техники и ведущими верфями.
Мы длительное время занимались вопросами организации финансирования судостроительных контрактов за рубежом, которая включала работу с ведущими верфями и западными банками, аудиторами и экспортными агентствами.
За это время в работе с нашей стороны приняли участие более 110 квалифицированных специалистов из России, Украины, США, Европейских стран.
Мы успешно прошли все эти этапы, включая завершающие - пристрастную, детальную и положительную экспертизу зарубежных экспертов, привлеченных финансирующими институтами и получили положительное решение о финансировании. Мы не только накопили необходимый опыт такого комплексного и полного решения вопросов, но и установили очень тесные,благожелательные взаимоотношения со всеми теми, кто во всей этой цепи непосредственно завязан, и готовы передать свой опыт.
Каждой дальневосточной рыболовной компании, даже крупной, повторить весь этот процесс и получить необходимый положительный результат, как показывает не только наш опыт, по крайней мере, не просто. В любом случае это значительные затраты. И временные и материальные. Именно поэтому мы и готовы поделиться своим опытом.
Что потенциально может дать минтай?
Таблица 1
Среднегодовая стоимость продукции (FOB Аляска),выпускаемая одним траулером-прoцессором, работающим на промысле минтая с США, миллионов $ (источник: ECONOMIC STATUS OF THE GROUNDFISH FISHERIES OFF ALASKA, 2008, NOAA, Dec.2009) |
|||
2007 | 2008 | 2009 | |
Траулер-процессор для производства сурими и филе | 39,7 | 43,7 | 36,5 |
В Приложении 1 приведен вылов всех американских траулеров на добыче минтая за эти годы.Как нетрудно видеть разброс вылова относительно среднего значения составляет около 30%. Таким образом максимальная среднегодовая стоимость продукции за эти годы лучших американских траулеровдостигала 55 млн.дол.США/судно в год.
Диаграмма 1
Как видно в целом по флоту себестоимость составляет около 50% стоимости произведенной продукции. Такие высокие затраты связаны прежде всего с очень высокой заработной платой в США, величина которой составляет 25% стоимости произведенной продукции. В абсолютном выражении заработная плата экипажа в США многократно выше уровень зарплаты российских экипажей.
Если использовать уровень заработной платы, характерный для российских экипажей, то уровень затрат не превысил бы 35% дохода.
Нужно оговориться, что за счет существенного снижения ОДУ у американцев, нельзя рассматривать выловы трех последних лет как оптимальные. Возможности их траулеров по вылову существенно выше. Они проиллюстрированы в Приложении 2, как в период, когда суда имели неограниченные квоты, а также в период квотирования (2005г.), когда ОДУ было максимальным.
Таблица 2
Средняя стоимость продукции (FOB Аляска), выпускаемой из одной тонны выловленного минтая (источник: ECONOMIC STATUS OF THE GROUNDFISH FISHERIES OFF ALASKA, 2009, NOAA, Dec.2010) | |||
2007 | 2008 | 2009 | |
Минтаевый Траулер-процессор | 1011$ | 1 533$ | 1329$ |
- Таким образом среднегодовая прибыль до налогообложения от использования 1 тонны квот минтая на лучших траулерах наших соседей достигала 750 дол.США.
- При уменьшении размера зарплаты экипажа до российского уровня прибыль до налогообложения от 1 тонны квот минтая в США в среднем за последние три года составила бы 840 дол.США.
Как видноиз приведенных данных, такой результат связан главным образом с существенно большим объемом вылова на каждое судно и соответственно с уменьшением затрат на производство единицы продукции.
За счет чего? Технический аспект.
Таблица 3
Сравнение укрупненных технических и производственных характеристик траулера типа БАТМ «Пулковский Меридиан» (пр. 1288) с американскими траулерами-процессорами
Характеристики | «Ocean Rover» | «American Triumph» | БАТМ проект 1288 |
Общепроектные характеристики | |||
Основные размерения LхВ | 77,9х16,5 м | 87,2х16,5м | 103,7х16м |
Обьем трюмов* |
2450 м3 | 2925 м3 | 2319 м3 |
Отношение обьема трюма к условному водоизмещению | 0,48 | 0,51 | 0,35 |
Сравнительно в процентах | 138% | 146% | 100% |
При исключении производства сурими и выпуске филе*** | |||
Обьем трюмов* | 3650 м3 | 4125 м3 | 2319 м3 |
Сравнительно в процентах | 157% | 178% | 100% |
Экипаж |
121чел. | 130 чел. | 94 чел. |
Сравнительно в % | 129% | 138% | 100% |
Энерговооруженность | |||
Суммарная энерговооруженность | 6660 kW | 7870 kW | 5820 kW |
Энерговооруженность на единицу условного водоизмещения |
1,31 kW/тонну | 1,38 kW/тонну | 0,89 kW/тонну |
Сравнительно в процентах | 147% | 155% | 100% |
Промысловый комплекс | |||
Мощность ваерных лебедок | 2х45 тонн гидравлика низкого давления | 2х51 тонн гидравлика низкого давления | 2х12,5 тонн постоянный ток** |
Сетные барабаны |
2х32 тонны | 2х42 | Нет |
Производственный комплекс | |||
Количество линий БААДЕР | 6 (4 - при выпуске филе) | 6 | 2-3 |
Обьем переработки | 870 рыб/мин (546 - на филе) | 870 рыб/мин | 270-390 рыб/мин |
Сравнительно в процентах | 260% | 260% | 100% |
Примечания:
* Включая танки RSW
**Тяговое усилие 12,5 тонн для ваерной лебедки с электроприводом постоянного тока эквивалентно тяговому усилию 30 тонн для лебедки с гидропрводом.
***Увеличение объема грузовых помещений на траулерах OceanRover&AmericanTriumph при исключении производства сурими и переходе на выпуск филе обеспечивается за счет использования для размещения груза нижнего твиндека, где с постройки размещено технологическое оборудование для выпуска сурими.
Как по общепроектным характеристикам, так и по основным техническим и главное производственным показателям, американские траулеры существенно превосходят российские суда.
Возможно ли такие показатели вылова у нас?
ДА, это доказано на практике:
Работа американских траулеров в нашей экономической зоне.
- Практические результаты их работы, которые в Охотском море по вылову даже превышали показатели при их работе в США;
- Не случайно возникали и ограничительные меры по пребыванию на промысле. Например, приказомРоскомрыболовства обьем вылова на промысловые сутки установлены для наиболее мощных американских траулеров на уровне 345т или в 4,5 раза больше чем установленный тем же приказом вылов для БАТМа 75 тонн. БМРТ 55 тонн. И тем не менее эти суда успешно работали в таких условиях.
Работа МРТК типа «Сотрудничество».
Диаграмма 2
Сравнительные результаты работы судна типа БАТМ и МРКТ. Среднегодовые данные середины, конца 90-х годов.
Примечание: построечная цена МРКТ - 28,5 млн.дол.США. |
Обновлять технику дорого. Насколько это целесообразно?
Несколько примеров. Исходные данные в Приложении 5.
1. Часть квот очень крупной компании в объеме 60 тыс.тонн осваивает существующий флот - 4 единицыпереоборудованных в максимально возможной степени БАТМ либо одно новое судно (L=99м).Диаграмма 3
Прибыль до налогообложения, млн.дол.США
Диаграмма 4
Прибыль до налогообложения, млн.дол.США
3. Часть квот средней по размеру компании в объеме 15 тыс.тонн осваивает существующий флот 2-мя переоборудованными судами типа РТМС, БМРТ либо одно новое судно (L=65м).
Диаграмма 5
Прибыль до налогообложения, млн.дол.США
- во всех вариантах замены нескольких существующих судов на новые суда, уже в краткосрочной перспективе экономические показатели компании с новымфлотом существенно выше, в долгосрочной перспективе - существенно выше;
- с увеличением вылова на единицу судов прибыль с тонны квот существенно растет.
Дополнительные преимущества нового флота:
- Существенно меньшая зависимость от погодных и ледовых условий.
- Существенно меньшая зависимость от промысловой обстановки.
- Существенно большая надежность.
- Существенно меньшие затраты на ремонт и техобслуживание.
- Существенно меньшие относительные затраты на топливо.
- Возможность высокоэффективной работы в условиях прямого учета вылова.
- Возможность высокоэффективной работы при существенном колебании цен на продукцию.
Оценка базовых проектов, рекомендуемых Росрыболовством.
Как нас информировало Росрыболовство, межведомственная рабочая группа определила 4 базовых проекта крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота. А именно проект Вяртсиля VS 6210 112,9х20,2м; VS 6210 85,0х18,86м;польский проект ELOTR 86x17м; проект 22970 КБ ВОСТОК 79х14,6м.
В Приложении 6 приведено сравнение предлагаемых проектов судов не только с американскими аналогами подобных размерений, но и с лучшими нашими судами - в частности МРТК типа «Сотрудничество».
Как нетрудно видеть, все предлагаемые проекты по основным техническим и главное производственным характеристикам, не просто уступают, а уступают в несколько раз существующим американским траулерам построенным 20 лет назад.
Зачем такие «новые» проекты? Возьмите старые - они существенно эффективней.
Это означает, что проектанты, как минимум не анализировали преимущества и недостатки американских траулеров, а значит специфику и особенности добычи минтая.
В приложении 7 приведены характеристики некоторых наших концептуальных проектов траулеров-заводов, в сравнении как с лучшими американскими и экс-советскими траулерами, так и в сравнении с рекомендуемыми Росрыболовством.
Где и как строить? Основные принципы.
Во всех развитых в судостроительном отношении странах действует система экспортного кредитования постройки судов. Система непростая. Кроме верфей она включает и государственные агентства экспортного кредитования и банки и другие элементы.
Суть в том, что заказчик может получить экспортный кредит до 80% стоимости судна.
Минимальный срок кредита не ограничен, максимальный срок - 12 лет.
Обеспечением является залог построенного судна.
Ставка по кредиту может быть фиксированной на весь период (до 12 лет), либо плавающей.
Обычно обязателен вклад собственных средств в объеме не менее 20% стоимости судна.
Вклад собственных средств может быть в форме первого платеж на верфь,согласно судостроительного контракта (при этом верфь обязана выдать обеспечение этого платежа, обычно в виде банковской гарантии, в случае неисполнения контракта) и банковская гарантия на период постройки судна, которая открывается в пользу верфи после приемки судна.
Обычный срок постройки рыболовных судов 15-20 месяцев.
Лидерами по строительству сложных специализированных судов, к которым относятся и рыболовные суда, являются европейские верфи - Норвегия, Испания, Германия. Однако качество судостроения быстро растет повсеместно.
Состояние мирового рынка судостроения
Рисунок 1. |
Source data: © Clarkson Research Services Limited |
Конъюнктура рынка судов колеблется циклически, хотя размах колебаний, зависящий от абсолютных размеров цен по типам и тоннажу судов, может быть различным. Нормальный цикл колебаний конъюнктуры составляет около 8-10 лет.
В настоящее время на мировом рынке наблюдается начальная стадия фазы "вялого состояния рынка". Цены на постройку судов резко снизились и стабилизировались. В ближайшие пару лет, по мере исчерпания накопленного за годы экономического бума портфеля заказов, мировое судостроение ждет кризис перепроизводства. Новый период роста судостроительной отрасли прогнозируется не ранее 2013 г.
Сегодня судостроительный рынок выходит в начальную стадию фазы "приобретения и строительства флота". Это рынок покупателя.
«Квоты под киль». Принудительное строительство в России.
Задачи, поставленные государством с одной стороны по созданию конкурентоспособного флота, который бы позволил вернуться в лидеры мирового рыболовства, а с другой - по строительству судов исключительно в России, представляются сегодня маловыполнимыми.
Всем хорошо известно и нынешнее состояние верфей ОСК и их позиция, суть которой в малой, мягко говоря, заинтересованности в постройке рыболовного флота.
Законодательное закрепление права вести промысел в ИЭЗ США судами, построенными в США, не привела к созданию в США конкурентоспособного сектора гражданского судостроения. Проверено на практике.
Американские рыбаки фактически обошли этот запрет, построив свои самые современные суда в Норвегии и оставляя от старого судна, построенного в США, при так называемом переоборудовании, кусок киля и соответственно правовые документы.
Какой выход, если это давление станет законодательным? Как, не имея современных судостроительных технологий, это выполнить?
По нашему мнению единственной возможностью постройки конкурентоспособных по цене судов в России, является сборка новых судов из укрупненных, максимально насыщенных блоков, произведенных в азиатском регионе. По крайней мере на первоначальном этапе фактического становления нового для нас сектора судостроения.
Существующие сегодня апробированные технологии судостроения, позволяют это сделать. См. Приложение 8.
В этом отношении мы всячески поддерживаем идею СП верфи РОСКОР, которая имеет прекрасную, подготовленную площадку в г.Находка на Приморском СРЗ и уже готовую к такой работе. Приложение 8.
Если наша судостроительная отрасль и имеет будущее, то только на базе таких совместных предприятий, которые позволят с помощью партнеров получить современные судостроительные технологии в секторе сложного гражданского судостроения, которых мы не имели и не имеем.
Дальнейшие шаги
Наши возможности
Мы готовы сотрудничать по максимально широкому спектру вопросов, многие из которых не затронуты в настоящей презентации.
Это вопросы,связанные с анализом различных аспектов рыбной отрасли и рыбнымиресурсами, добычей различных объектов промысла в любых районах мирового океана.
Как следует из презентации, мы готовы работать также по всем вопросам, связанным с проектированием, судостроением, организацией финансирования постройки судов.
Мы заинтересованы только в конечном результате и готовы всю предварительную работу вести без всякой оплаты.
В формате взаимодействия как с Ассоциацией в целом, так и с индивидуальными членами АДМ. Ведь у каждой компании свое видение и свои стремления.
По всем интересующим вопросам прошу обращаться:
Братухин Олег Игоревич Председатель Совета Директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» г. Владивосток,ул. Семеновская, 29, отель «Хендэ», каб. 510-511 Телефон рабочий: +7 (423) 2491164 Телефон прямой: +7 (423) 2491165 Факс:+7 4232 491156 E-mail: ruspelagiс@mail.ru |
Сухотеплый Геннадий Иванович Исполнительный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» г.Владивосток, ул.Суханова, 3А-403 Тел.: +7(423) 2308170 Факс:+7(423) 2308172 E-mail:ruspelagiс@mail.ru |