Принципы определения цены судна
Принципы определения построечной цены промыслового судна
В структуре затрат рыболовных компаний значительную часть составляют расходы в основные производственные фонды, основу которых составляет флот. Позиция судовладельца при заключении контракта определяется факторами, влияющими на эффективность эксплуатационной деятельности, и к таким факторам относится контрактная цена судна.
Суда одного проекта, построенные разными верфями, всегда отличались продолжительностью строительства и ценой. Это обусловлено особенностями процесса производства на конкретной верфи и серийностью заказа. Отечественные верфи пытаются устанавливать цены на судостроительную продукцию исходя только из фактических индивидуальных затрат, поэтому полученная себестоимость постройки судна на российской верфи не отражает конкурентного уровня затрат и не может служить надежным стоимостным ориентиром.
Определение уровня рыночной цены постройки судна - один из сложнейших аспектов оценки предстоящей сделки. Суда относятся во многом к уникальным объектам, и по ним во все времена было проблематичным определение стоимости во всех ее значениях, будь то себестоимость или рыночная цена.
Это обусловлено тем, что процесс определения цены постройки судна в достаточной мере не обеспечен справочными, нормативными и статистическими материалами, которые используются для оценки практически всеми подходами (затратным, сравнения продаж и доходности) и достаточно часто оценщику требуются специальные знания в области проектирования, эксплуатации и строительства судов.
Использование накопленных до 1990 года статистических данных по строительству судов на отечественных верфях в настоящее время проблематично, по причине перехода к рыночной экономике и, как следствие, изменения подходов к определению стоимости (цены) судов. Кроме того, существенно изменились организация строительства судов и методы ведения бизнеса в судостроении.
В связи с вышесказанным в отношении определения стоимости (цены) судов в настоящее время наиболее достоверными являются данные периодических специальных журналов и обзоров, данные непосредственно судостроительных предприятий, а также информация по сделкам купли-продажи, размещенная на специализированных интернет-сайтах.
Целью приложенной работы является:
- Сведение методических положений и рекомендаций по проведению всего комплекса расчетов по определению уровня рыночной цены постройки промыслового судна в один документ;
- Создание справочно-информационной базы данных для проведения расчетов по определению уровня рыночной цены постройки промыслового судна
- Максимальное возможное упрощение выполнения ценовых расчетов при достаточно точных результатах.
Практические рекомендации из опыта работы на рынке специалистов компании:
Метод непосредственного сравнительного анализа продаж дает наиболее обоснованные предварительные результаты при оценке построечной стоимости судов, широко представленных на рынке, относительно которых имеется достаточно информации о фактах их продаж и ценах этих продаж. При недостатке информации о фактически совершенных сделках, могут быть использованы данные о предложениях по продаже аналогичных объектов с учетом корректировки на отличие цен предложения и фактически совершенных сделок. Однако только метод тендерного ценообразования может окончательно определить современную справедливую построечную цену судна.
Более подробно см. в Основные принципы определения контрактной цены на постройку промыслового судна.