Главная \ Морское рыболовство \ Пелагические объекты промысла \ Промысел пелагических в Северной Атлантике

Промысел пелагических в Северной Атлантике

Промысел в северо-восточной Атлантике ведется очень длительное время при участии наиболее развитых в рыболовном отношении стран с богатой промысловой историей, которые добились к настоящему времени высоких результатов в рыболовстве. Поэтому наша компания считает, что этот опыт, который к настоящему времени накоплен, те методы и технические решения, которые используются в этом промысловом районе, могут оказаться очень полезными для развития действительно современного промысла как в ИЭЗ России на Дальнем Востоке, так и в Мировом океане.

Однако к использованию этого опыта необходимо относиться очень внимательно, при тщательном и всестороннем его анализе с учетом всех особенностей и различий, обусловленных спецификой промысловых бассейнов и состоянием инфраструктуры.

Во-первых, важнейшими особенностями промысла в северо-западной Атлантике является большая численность и высокая плотность населения (т.е. потребителей) на всем Европейском побережье, хорошо развитая инфраструктура для базирования флота, а также развитая система для быстрой доставки продукции покупателям.При этом, большая часть промысловых запасов размещается при небольшом или относительно небольшом удалении от побережья. Практически все промысловые суда на бассейне выгружают вылов и выпущенную продукцию на берег, перегрузки в море являются исключением.

Ситуация на Дальневосточном промысловом районе России принципиально иная - это слабо заселенный регион с очень ограниченной численностью береговых потребителей исо слабо развитой инфраструктурой как относительно мест, доступных для базирования флота, так и плохо развитой системойи очень большим удалениемдля доставки продукции в районы ее основного потребления. Кроме того, большинство наиболее продуктивных промысловых районов располагаются на большом удалением от зон даже со слабо развитой инфраструктурой.Также, в последние двадцать практически прекратили свое существование даже те немногочисленные береговые предприятия, которые существовали в советское время и какой-либо положительный прогресс вих восстановлении не просматривается. Отгрузка готовой продукции и большей части вылова производится в море на транспортные рефрижераторы и только в отдельных (исключительных) случаях - на берег.

Эти особенности были существенно важны и ранее, в советский период развития рыбной промышленности на Дальнем Востоке, но еще большее влияние они оказывают в настоящее время, при выборе стратегических и технических решений в развитии промыслового флота в Дальневосточном регионе.Широкое потребление свежей рыбы, так характерное для северо-восточной Атлантики, и использование для ее добычи в основном малоразмерногоприбрежногои малотоннажного флота и доставки ее потребителю за счет развитой инфраструктуры, так же как технические решения для выполнения этой задачи, неприемлемы для Дальневосточного региона России (за исключением очень ограниченных зон, которые не могут оказать ощутимого влияния на общую ситуацию).

Во-вторых, различия в структуре промысловых объектов.

В северо-восточной Атлантике большую часть промысловых запасов и соответственно вылова составляют две группы ресурсов - тресковые, на долю которых приходится от 20 до 25% общего объема вылова и от 42 до 48% егостоимости,и многочисленные пелагические (сельдь, скумбрия, ставрида, путассу, мойва и др.), на долю которых приходится от 65 до 71% общего вылова. Естественно, что большая часть флота и передовых технических решений используется для эффективного промысла именно этих объектов.

В структуре же промысловых запасов и вылове в ИЭЗ Дальнего Востока России превалирует минтай, доля которого превышает 60% от общего вылова на бассейне и который относится к тресковым, но промысел которого существенно отличается от вылова тресковых в Атлантике, и немногочисленные в настоящее время пелагические - сельдь и сайра, типовой промысел которых (как добыча, так и последующее использование для выпуска продукции) так же отличается от принятого в Атлантике. В настоящее время кошельковый промысел на дальневосточном бассейне стремится к нулю, промысел сельди осуществляется пелагическими тралами, а сайры - на свет. Возвращение единственного массового объекта для кошелькового промысла на бассейне - сардины «иваси», все еще только прогнозируется, но пока совершенно неясно, в какой срок это может произойти.

В-третьих, после введения в 1977 году ИЭЗ, в северо-восточной Атлантике осталось очень мало зон, свободных для промысла, практически - это отдельные лоскутки. При этом даже в них промысел регулируется международными соглашениями.

image001
Рис.1 Зоны, расположенные за
пределами ИЭЗ прибрежных госу-
дарств(находятся под управлением
MEAFC)

Страны, ведущие промысел в северо-восточной Атлантике создали международную организацию (ICES - InternationalCouncilforExplorationoftheSea), которая занимается исследованием и разработкой мероприятий по рациональному использованию и сохранению промысловых запасов, включая определение научно-обоснованного допустимого уровня вылова в этом промысловом районе. Так же разработана развитая системараспределения объемов вылова между странами региона.

Однако, допустимые уровни вылова, определенные ICES и разработанные ею рекомендации, носят для Правительств рекомендательный характер, а договариваться не всегда удается. Стоит напомнить, что Норвегия в течении нескольких лет игнорировала те уровни вылова путассу, которые рекомендовала ICES, что непосредственно привело к подрыву промысловых запасов.

Что же касается разногласий по распределению уровней вылова, то очень показательным является самый свежий случай - уже в течении трех промысловых сезонов отсутствует согласование объемов вылова скумбрии между участниками промысла: с одной стороны стоят традиционные пользователи (ЕС и Норвегия), с другой - два новых участника (Исландия и Фарерские Острова), в ИЭЗ которых началась активная миграция скумбрии и которые не принимают к исполнению те объемы, которые им выделяют на базе их истории промысла. Правительства этих двух стран квоту на вылов скумбрии определяют самостоятельно в сумме на уровне ок. 300 тыс. тонн, что увеличивает примерно на треть объем общего допустимого вылова вида. В качестве ответной меры Норвегия уже запретила судам этих двух стран заход в свои порты для сдачи улова, аналогичными санкциями грозит и ЕС. Эту ситуацию уже определили как «скумбрийная война», которая угрожает уже к 2014 году привести к подрыву промысловых запасов. Но очень уж велики ставки - ведь цена на мороженую скумбрию подскочила до уровня 2500-2700 US$/тонну.Однако, не смотря на это в целом эксперты оценивают ситуацию с регулированием промысла на северо-восточном бассейне Атлантики как положительную.

Хотя как мы видим регулирование промысла в этом районе не лишено недостатков.

Это не только приведенные выше примеры - Норвегии, игнорировавшей рекомендации по вылову путассу, что привело к известным последствиям, так же как сейчас Исландия и Фарерские Острова игнорируют рекомендации ICES по вылову скумбрии. Согласно ежегодного доклада «ReportoftheWorkingGrouponWidelyDistributedStocks (WGWIDE) - 2011» постоянно действующей рабочей группы ICESоценки вылова скумбрии являются существенно заниженными. Названыи обьемы занижения вылова:

«...
Оценки выбросов или ошибки определения не доступны для большинства стран. Отдельные свидетельства позволяют предположить, что выбросы и неточности могут встретиться по ряду причин, включая вылов рыбы наиболее высокого качества (рыба, весящая больше чем 600g привлекает премиальную цену), нехватка квоты, помещений для хранения или производительности обработки и когда скумбрия вылавливается как прилов.
...
Конфиденциальная информация позволяет предположить существенное занижение сведении о вылове, реальная количественная оценка которой не доступна для большинства стран...
...
Достоверность относительно данных вахтенных журналов судов ЕС подразумевает (даже при 100%-й проверке) точность зарегистрированного вылова 82% в этом году. Учитывая, что сообщения о вылове ставриды является недостоверными по экономическим причинам, рабочая группа полагает, что там, где численная информация взята из вахтенного журнала, вылов, о котором сообщают, может быть с недооценкой до 18%...
...
Когда контрольные осмотры не выполняются, там возможно указанный в отчете вылов составляет 56% от реального. Без информации относительно доли выполненных осмотров, рабочая группа не имеет возможности оценить недооценку в цифровом выражении из-за этой технической особенности. Представляется, что показанный вылов ЕС составляет приблизительно 65% от полного реального вылова скумбрии.»

Мы считаем очень показательными эти цифры: даже при 100% проверке вахтенных журналов вылов регистрируется с точностью 82%, при отсутствии проверок указывается вылов 56% от реального и таким образом общий показанный вылов составляет 65% от фактического. Так работают рыбаки развитых стран, когда отсутствует должный контроль процесса добычи.

Промысел тресковых в северной Атлантике

В северной Атлантике, кроме непосредственно Атлантической трески (Cod), ведется промысел еще двух видов тресковых, сайды (Saithe) и пикши (Haddock), суммарный объем запасов и вылов которых превышает вылов Атлантической трески (см.Рис.1).Распределение вылова трески (Cod) по странам региона показан на Рис.2, а освоение квоты в Норвегии - на Рис.3.

Рис.1 Вылов тресковых в северной Атлантике Рис.2 Вылов трески в северной Атлантике по странам Рис.3 Освоение квоты на вылов тресковых в Норвегии
Наименьшее освоение квоты по вылову на сайде (Saithe) в районах как севернее (N), так и южнее (S) 62 градуса, что обусловлено уровнем цен тресковых, сложившихся на рынке

Более 60% вылов тресковых в трех основных странах (Норвегии, Исландии и ЕС - Шотландии и Ирландия) приходится на прибрежный промысел и ведется он пассивными орудиями лова, в том числе снюрреводом и донным ярусом.

Траловый промысел в Норвегии ведетсяза пределами прибрежной зоны, его доля нормируется и составляет 28 - 32% общего вылова. Промысел ведут траулеры кормового траления, использующие донный трал, во многих случаях,когда грунты позволяют, используются такжесдвоенные тралы.

 В Норвегии исторически (с учетом реальной возможности вылова) достаточно давно определились и до последнего времени на промысле тресковых эксплуатировались траулеры длиной 58 -65 метров, с экипажами численностью 30-32 чел., которые чаще всего филетировали сырец и замораживали его, при этом только очень ограниченное число судов было оборудовано РМУ(производительность чаще всего ок. 50 тонн/сутки).Однако в связи с резким ужесточением в Норвегии требований к выбросомза борт, последний год-два начался процесс активной замены этих судов.При этом вновь строящиеся траулеры предназначаются исключительно для выпуска потрошеной обезглавленной тушки (H&G) и для обеспечения необходимой автономности по продукции (ввиду ее большего количества по сравнению с филе) и установки РМУ(производительностью, достаточной для обработки отходов от выпуска H&G)размерения этих траулеров (длина и ширина) увеличиваются -длина уже составляет 70-75 метровпри ширине до 16 метров.Это современные и экономичные суда, на которых использованы все последние технические достижения. Ниже показаны три таких траулера, которые уже заказаны в Норвегии к постройке.

На промысле за пределами прибрежной зоны также широко используются ярусники с использованием донных ярусов изаморозкой улова (обычно продукция - это H&G) длиной обычно от 46 до 53 метров. Треска, выловленная ярусниками, имеет самое высокое качество и высоко ценится на рынке. В Норвегии строятся и эксплуатируются ярусникии больших размеров (длиной 55 - 60 метров), но эти суда в основном предназначены для промысла клыкача в Антарктической зоне.

AkerSeafoods на промысле тресковых

Нам представляется интересным детальное представления о промысле и обработке тресковых в Норвегии, в связи в настоящем разделе представлена информация по самой крупной компании в этом секторе, AkerSeafoods, компании, полностью вертикально интегрированной, деятельность которой охватывает весь процесс вылова (который производится в Норвегии), обработки, производства потребительской продукции и ее реализации.

4

Траловый лов: Треска, пикша и сайда
56 700 тон в 2011 г.
Продукция - H&G
5 морозильных траулеров
4 свежьевыхтраулера с заморозкой
2 свежьевых траулера
Первичная обработка:
9 заводов в Норвегии
1 завод в Дании
Вторичная обработка
1 заводв Норвегии
2 завода в Дании
2 завода во Франции
Продукция из свежего и
мороженого филе белой
рыбы, лососевых и форели
AkerSeafoods обрабатывает
ок.30% всего сырца в Норвегии
Зона обслуживания - Франция и Скандинавия.

Компания AkerSeafoods владеет одиннадцатью траулерами, ведущими вылов тресковых и в небольшом количестве глубоководной северной креветки, пятнадцатьюбереговыми рыбоперерабатывающими предприятиями в Норвегии, Дании и Франции, занятых обработкой сырца как собственного вылова, так и получаемого со стороны, и широкой сетью для реализации своей продукции во Франции и Скандинавии. Компания располагает примерно 10% общей квоты тресковых Норвегии.

В конце 2011 года компания подписала контракт на строительство в Норвегии ТРЕХ 75 метровых морозильных траулеровс морозилками общей производительностью по 80 тонн/сутки (с поставкой судов в 2013 и 2014 гг.). Предусмотрен так же опцион еще на ДВА судна.

image007 image008 image009
Рис.4 Средняя на судно стоимость
улова за день промысла
kNOK - тысяч Норвежских крон
(1 US$ = 5,6 NOK- средний за 2011))
Рис.5 Распределение по статьям операционных затрат для добывающего сегмента, 4-й кв. 2010 Рис.6 Состав среднегодовых затрат в ОДНОМкг улова
image010 image011

Рис.7 Доля прибыли
(EBIT)по сегментам
промысловых судов

Рис.8 Прибыль (EBIT)
на ОДИН кг вылова

Таблица 1

Операционная выручка и прибыль AkerSeafoodsв 2010 году

Промысел Обработка
В Норвегии В Дании Во Франции
Операционная выручка Млн. NOK 762 1 245 609 676
Прибыль (EBITDA) Млн. NOK 176 37 21 17
Прибыль - доля % 23,1 3,0 4,2 2,5
Вылов или выпуск тонн 51 254 33 200
Число работников Чел. 352 630 220 300

Как можно видеть, обработка на береговых предприятиях обеспечивает высокий уровень операционной выручки (2 530 млн. NOKили ок. 77% общего значения), но приносят минимальную прибыль.Реальную прибыль для компании приносит исключительно сектор промысла.Поэтому не случайно крупнейшие российские рыбоперерабатывающие компании принимают решения войти в сектор добычи.

Промысел пелагических в северо-восточной Атлантике

В северо-восточной Атлантике именно пелагические обеспечивают наибольшую (ок. 70%) долю промысловых запасов и вылова и они представлены широким разнообразием видов - сельдь, скумбрия, ставрида, путассу, мойва и др.

Несмотря на то, что промысловые запасы пелагических чаще претерпевают значительные колебания, при большом разнообразии видов это нивелируется тем, что эти изменения промысловых запасов для разных видов смещаются по времени, что позволяет в среднем всегда располагать достаточно устойчивым запасом пелагических, хотя меняется ценность и объем доступных для вылова видов. Например, в последние год-два началось снижение промысловых запасов и вылова сельди, но одновременно существенно увеличиваются промысловые запасы, зона миграции и объем вылова скумбрии; в начале нулевых при существенном понижении запасов путассу начали расти промысловые запасы сельди, а позднее - мойвы.

Такая изменчивость, иногда очень стремительная по времени, формирует совершенно особый подход к строительству флота с оптимальными параметрами для новых промысловых условий. Задержка по времени или очень медленная раскачка стоит существеннейших финансовых потерь. Так было с путассу в Норвегии, когда потенциальный уровень вылова на судно стремительно возрос и для его обеспечения потребовались крупные и высокопроизводительные пелагические траулеры. Совместно рыбаки и судостроители (проектанты и верфи) разработали оптимальную и высоко эффективную конструкцию пелагического траулера, а рыбаки изыскали финансовые средства и стремительно нарастили производственные мощности - за три-четыре года было построено около 20 траулеров, которые только на промысле путассу обеспечивали готовой вылов на судно, стоимость которого превышала половину и более от стоимости судна. В настоящее время подобнаяситуация, но пожалуй, еще более яркаяпроявляющая тенденцию, сложилась с промысловым флотом для вылова скумбрии - при стремительном распространением скумбрии в ИЭЗ Исландии и Фарерских островов, рыбаки этих стран развернули активное строительство крупнотоннажного (длиной 75-80 м) флота для промысла скумбрии, настолько стремительное, что их стоимость удвоилась, что обусловлено спекулятивной ситуацией. Ведь стоимость годового вылова скумбрииэтими судами часто превышает строительную стоимость судна! Подобная ситуация сложилась и с самыми большими по размерам прибрежными судами в Норвегии (длиной ок. 34 метров), ввиду их активного и эффективного участия в промысле дорогостоящей скумбрии, что привело так же кдвухкратному повышению их стоимости всего за год-полтора. Здесь четко действует принцип: опоздал - потерял прибыль.

В целом же, длительная история сформировала параметры, конструктивныеи технические решения, оптимизированные для пелагического промысла (сейнер/траулеров и траулеров), во многих случаях недостаточно известные и практически не используемые на дальневосточном бассейне России.

Как отличительные именно для пелагических следует отметить две принципиально важные особенности:

  • формирование больших косяков, что обеспечивает высокий, а часто очень высокий, уровень вылова (до 1000 тонн и более) за замет кошельком или пелагическим тралом;
  • способность свежего сырцасохранять хороший товарный вид и высокое качество длительное время (до трех-четырех суток и даже более, в зависимости от вида) при хранении в охлажденной морской воде.

Для тех видов и в те периоды, когда плотные косяки формируются на небольшом удалении от поверхности, их вылов ведется кошельками, при более разреженных скоплениях, обычно на значительном удалении от побережья, для вылова используются пелагические тралы, обычно с очень большими кутцами. Например, построенный в 2009 году 75м датский сейнер/траулер GitteHenning оснащен 1200 метровым сельдяным и 1650 метровым скумбрийным тралами с 90 метровыми кутцами на 900 тонн, а некоторые тралы для путассу оснащаются кутцами до 1000 тонн рыбы.

Такие большие объемы возможного суточного вылова требуют специальных решений для дальнейшей обработки и хранения выловленного сырца, в связи с чем на всех судах пелагического промысла в Атлантике оборудуются по несколько танков (RSW) для охлаждения и хранения в них этого улова. На промысловых судах скандинавских стран, особенно на Норвежских, эти танки используются для хранения и доставки на береговые предприятия ВСЕГО улова, на судах других стран, порты выгрузки которых расположены на значительном удалении от зон вылова (Голландия, Франция), такие танки RSWобщим объемом обычно от 750 до 1600 м3, используются как накопительные аккумуляторы для хранения сырца до обработки и заморозки.

На рис. ниже показаны фотографии 69-м сейнера-траулера "LunarBow". По данным «WorldFishingTodayFebraury 12. 2009» при построечной стоимости ок. 20,0 млн. EUR (160 млн. NOK) за 48 часов своего первого промыслового рейса судно выловило скумбрию, стоимость которой превышает 1,0 млн. Евро.

 На сейнер/траулерах и на специализированных пелагических траулерах кутцы с выловом не поднимаются на борт судна (такой большой кутец просто невозможно поднять на борт по слипу и они им не оборудуются), а выгрузка сырца из кутцапроизводится непосредственно рыбонасосом: на траулерах голландского типа - с кормы траулера, на судах скандинавского типа - обычно по борту.

Большая часть судов пелагического лова в скандинавских странах ограничивается на борту судна только охлаждением улова и выгружает его на береговые предприятия для обработки. Многие суда скандинавских стран и Шотландии выгружают свой вылов на береговые предприятия Норвегии, имеющие достаточную производительность для обработки и этого, стороннего для них, сырца. Однако, в последние годы, все на большем числе пелагических промысловых судов Исландии и Фарерских островов устанавливается оборудование для обработки (обычно, для филетирования) как минимум части улова и заморозки продукции. При этом, в настоящее время уже хорошо отработаны высоко производительные (до 260-300 рыб/мин) и автоматизированные филетировочные машины для пелагических видов, что позволяетодному оператору в смену обслуживать до пяти машин. Таким образом, даже при филетировании всего улова и выпуске до 250 тонн филе в сутки, численность экипажа ограничивается 30 чел.

Экипажи на судах без выпуска филе и заморозкиеще более ограничены по численности - часто это всего 10÷16 чел, обычно - не более 22. Принятая технология и малая численность экипажей обеспечивают низкие эксплуатационные расходы, а в сочетании с высокими годовыми уловами и относительно низкой стоимостью судов - высокую экономическую эффективность.

На пелагических траулерах голландского типа, на которых весь улов пелагических замораживается без разделки на борту судна, общая производительность по заморозке в настоящее время увеличивается до 330 - 500 тонн в сутки с заморозкой в вертикально-плиточных морозилках. За счет такой технологии так же обеспечивается высокая производительность труда и численность экипажа обычно ограничивается 35 - 45 чел. Даже на самом крупном (длиной 144 м) и высокопроизводительном из них (производительность по заморозке до 500 тонн), траулере AnneliesIlene (ex. AtlanticDown), экипаж - 46 чел.

Таблица 2

Параметры наиболее крупных современных пелагических морозильных траулеров голландского типа

AtlanticDown WillemvanderZwan MaartjeTheadore Carolien& Africa
Год постройки 2000 1999 2000 1998-1999
Cтоимость, US$ 65 30
Длина наибольшая, м 144,6 142,0 140,8 126,2
Ширина на миделе, м 24,0 18,7 18,7 17,5
Осадка мах, м 7,8 7,1 8,0 7,2
Вместимость танков RSW, м3 1 500 1 080 1 100 750
Вместимость реф.трюмов, м3 14 500 11 320 10 880 7 500
Мощность гл.двиг., kW 14 400 7 350 8 650 7 700
Мощность ДГ, kW 6 720 4 700 4 900 2 660
Производительность Морозилок1, т/с 350 350 336 325
Производительность FLO-ICE, т/с 80 60 40 40
Тяговое усилие траловых лебедок, тонн 2 х 105 2 x 75 2 x 75 2 x 51
1В таблице приведена построечная суммарная производительность морозилок, которая на части судов была увеличена при дооборудовании в процессе эксплуатации.

Последняя группа траулеров голландского типа, показанная в Табл.2, была построена в период 1998-2000 ггпрежде всего для промысла в северо-западной зоне Африки и продемонстрировала очень высокую экономическую эффективность даже в условиях вылова относительно малоценных объектов.

К сожалению, информация о финансовых результатах работы этих судов в открытой печати недоступна, однако, даже та информация, которая была опубликована в «SundayBusinessPost» от 22-06-2003, оченьпоказательна:

Общая стоимость продукции, выпущенной траулером AtlanticDawn за 2001 год (первый полный год эксплуатации его после приемки) составила 40,9 млн. EURи при годовых эксплутационных расходах ок. 12 млн. EUR, владелец судна сумел выделить 21,8 млн. EUR на расчеты по кредиту на финансирование строительства судна и имел прибыль (до выплаты налогов) в объеме 7,33 млн. EUR!

Траулеры этого типа оказались наиболее эффективными из всех судов, принимавших участите, начиная с 2006 года, в промысле чилийской ставриды в открытом море, за пределами ИЭЗ Чили. Этот промысел стимулировал дальнейшее повышение производительности морозильного комплекса на судах этого типа, хотя обусловлено такое повышение было и ситуацией на промысле в северо-западной Африке. Например, общая производительность морозилок на траулере WillemvanderZwan, была увеличена с 350 до 500 тонн/сутки (как за счет увеличения количества морозилок, так и замены холодильной установки с использованием установки каскадного типа с углекислотой/аммиаком в качестве холодильных агентов с температурой испарения минус 50оС). В конце 2010 года был закончен ремонт другого, 126м траулераCarolien,в период которого на судне также была установленааналогичная холодильная установка каскадного типа с температурой испарения минус 50оС и заменены вертикально-плиточные морозилки с увеличением общей производительности с 325 до 420 тонн/сутки (общее расположение судна - см. рис.9). Была установлена также наиболее современная система охлаждения танков RSW. Таким образом, эта серия наибольших по размерам и наиболее мощных пелагических траулеров продолжает совершенствоваться, и направления этого совершенствования подтверждают целесообразность таких больших производственных мощностей, которые первоначально многим представлялись завышенными.

При этом, использование каскадных холодильных установок с натуральными холодильными агентами (углекислота и аммиак) первоначально бывшее вынужденным решением, обусловленным запрещением использования Фреона 22, оказалось эффективным средством повышения производительности морозилок как ввиду понижения температуры испарения с минус 40оСдоминус 50оС, так и за счет высокой теплопередачи при использовании в морозилках углекислоты. Это увеличение производительности морозилок составляет не менее 25%, при этом расход энергии на каждую замороженную тонну продукта сохраняется на том же уровне, что и при использовании фреона 22 при температуре испарения минус 40оС. Повышается так же безопасность производственного персонала, что обусловлена использованием в производственном помещении исключительно безопасной углекислоты (все оборудование с аммиаком сконцентрировано и выделено в отдельном герметизированное помещении).

Оценка опыта промысла в северо-восточной Атлантикедля оптимизации промысла на Дальнем Востоке России

64м траулеры-процессоры

Несомненно, ярким и значимым был опыт эксплуатации на Дальневосточном бассейне двух серий 64 метровых траулеров-процессоров типа СТЕРКОДЕР:

  • Первой серии из 16 судов, построенных в Норвегии на верфи Стеркодер как классические норвежские тресковые траулеры-процессоры.
  • Вторая серия из 15 судов, построенная на верфи в Штральзунде (бывшая ГДР) по тому же норвежскому проекту, но уже с технологическим комплексом, в полной мере специализированному для промысла минтая и с увеличенной численность экипажа.

Обе эти серии были предоставлены рыбакам-колхозникам, которые ранее имели возможность только ловить и передавать сырец на обработку на плавбазы. Теперь, с этими судами, они могли и ловить и обрабатывать свой улов, причем делать это очень эффективно.

Эти 64 метровые траулеры с гл. двигателями мощностью ок. 3000kW и экипажем чуть более 40 чел. (на первой серии и ок. 50 чел. - на второй) выпускали продукцию в таком же объеме и более высокой стоимостии вылавливали столько же минтая как и распространенные на бассейне существенно более крупные траулеры серии РТМ-Си 103 метровые траулерыпроекта БАТМ пр.1288 с двигателями мощностью ок.5000kWи экипажем численностью до 95 чел. Естественно, что эксплуатационные расходы на траулерах типа Стеркодер оказывались существенно ниже, а высокое качество постройки, надежность комплектующего оборудования и тщательно продуманные технические решения упрощали их эксплуатацию.

Эти траулеры быстро стали любимцами и экипажей, и рыболовных компаний, хотя на первом этапе эксплуатации первой серии судов пришлось много потрудиться для того, чтобы специализировать их технологический комплекс для промысла минтая. И логичны были те усилия, которые были приложены для заказа второй серии этого типа судов.

Те из специалистов, кто не сталкивался или недостаточно хорошо знаком с эффективностью эксплуатацией полученных в этот же период 105 метровых траулеров МРКТ типа «Сотрудничество», построенных в Испании по норвежскому проекту, рассматривают траулеры типа Стеркодер как самые эффективные и предпочтительные для промысла минтая.

Однако, все не так просто. Малая вместимость грузовых помещений (как для мороженой продукции, так и особенно для рыбной муки) при ограниченной численности экипажа и производительности морозилок вынуждала владельцев и экипажи концентрировать усилия прежде всего (можно даже сказать, исключительно) на выпуске и заморозке дорогостоящей ястычной икры минтая, при максимально ограниченном выпуске мороженого филе. В этих условиях, очень большое количество выловленного сырца выбрасывалось за борт, причем не только отсортированного более мелкого, но и значительная часть сырца от разделки. Такой подход оказывался возможным в условиях, когда выход икры законодательно не ограничивался, а промысловые возможности судов и особенности промысла минтая позволяли ловить его по потребности. Выход икры за сезон составлял не менее 6%, а во многих случаях достигал 10-12% и даже более, а ее доля в стоимости выпущенной продукции достигала 70% и даже более.

Ни на одном типе судов на бассейне выловленный минтай не использовался так расточительно, точнее даже - безобразно расточительно.

В современных условиях, когда выход икры ограничивается (не более 4,5% за сезон), промысловая эффективность этих траулеров понижается, как и их привлекательность. Чего стоит сам факт продажи компании АКРОС ее двумя основными держателями, компании, которая имея шесть траулеров типа Стеркодер первой серии, как никто за 12-15 лет продемонстрировала их высокую эффективность. Но времена меняются и в настоящих условиях уже более крупные траулеры представляются и более эффективными, и более предпочтительными.

Ярусники-морозильщики

Ярусники-морозильщики, оптимизированные по конструктивным решениям и параметрам и так активно используемые в Северо-Восточной Атлантике, уже достаточно хорошо знакомы и популярны на Дальневосточном бассейне на промысле трески и палтуса.

Тот факт, что технические параметры и производственные возможности ярусников-морозильщиков США, используемых на промысле трески в Беринговом море,очень близки с норвежскими, дополнительно показывает, насколько параметры и конструкция этих судов оптимизированы. Это позволяет с большой уверенностью использовать ярусники с этими параметрами и на промысле на Дальневосточном бассейне.

Более того, и последние усовершенствования этих судов, включая использование электропривода и тоннеля в корпусе для болеебезопасной выборки яруса, так же распространяются на обоих бассейнах - северо-восточной Атлантике и Беринговом море.

Суда для промысла снюрреводом

В северо-восточной Атлантике промысловые суда для промысла снюрреводом используются широко и в различных конструктивных исполнениях, достаточно специализированных для конкретных промысловых условий в Норвегии, Дании, Исландии и Шотландии, что позволяет выбрать наиболее оптимальный для условий промысла на Дальнем Востоке России. Кроме того, как минимум в Норвегии тщательно отработаны конструкции самого невода и имеются авторитетные поставщики.

Длина и конструкция этих судов при высокой их эффективности вполне вписывается в существующие на бассейне требования к размерам судов для работы в прибрежной зоне, что облегчает выбор оптимального судна для бассейна.

Суда для пелагического промысла

По всей видимости, для использования на Дальневосточном бассейне следует обратить внимание прежде всего на следующее:

  1. Широкое использование высоко эффективной и хорошо отработанной конструктивно системы хранения улова в охлажденной морской воде (RSW) и схем охлаждения.Эту схему рационально использовать как для аккумулирования, так и хранения сайры, сельди, а в дальнейшем и сардины «иваси».
    Те решения, которые используются на бассейне в настоящее время, слишком примитивны и мало эффективны.
  2. Накопленный в северо-восточной Атлантики опыт стремительного реагирования на изменение ситуации на промысле отдельных видов пелагических для того, чтобы не потерять время и в максимальной степени получить, вернее даже выхватить прибыль всего за несколько лет эксплуатации судна.
    Рыбаки ведущих стран в северо-восточной Атлантике продемонстрировали, как эффективно и быстро необходимо использовать те, часто достаточно кратковременные по времени, изменения в промысловых запасах пелагических. При этом эти решения по строительству флота, часто на первый взгляд кажущиеся достаточно рискованными, оказываются оправданными не только для техобьектов для которых они быстро строились, но и впоследствии на промысле аналогичных видов.
  3. Накопленный опыт строительства и эксплуатации пелагических морозильных траулеров, показавших высокую экономическую эффективность и малые сроки окупаемости при эксплуатации даже на малоценных объектах промысла.

Регулирование промысла

Хотелось бы обратить особое внимание на несколько привлекательных аспектов, связанных с регулированием промысла:

  1. Ужесточение требований к выбросом за борт в Норвегии, еще только объявленные, уже привело к тому, что начался процесс активной замены рыбопромысловых судов на новые, которые могут полностью использовать весь сырец поднятый на борт.Это является примером для нас в части полного, комплексного использования и бережного отношения к нашим национальным рыбным богатствам.
  2. При отсутствии реального контроля за процессом вылова рыбаки стран ЕС существенно занижают вылов, например на вылове скумбрии показывается вылов в 56% от реального. То есть занимаются браконьерством.
    Это те же самые рыбаки, которые безукоризненно и безупречно, без сокрытия хотя бы килограмма улова работают в собственных экономических зонах под контролем собственных контрольных органов. Из этого следует очевидный вывод необходимости многоступенчатого контроля процесса добычи, принятого во многих странах мира, но отсутствующий в российской экономической зоне, для исключения браконьерства.
 
5 Рис.9 Общее расположение 126 м морозильного пелагического траулера Carolien
На схеме показано 40 установленных вертикально-плиточных морозильных аппарата
Источник:Журнал «HollandShipbuilding» November/December 2010
Это важно

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены? Статья в издании «EastRussia», генерального директора "Русской пелагической исследовательской компании" и член рабочей группы по развитию рыбной отрасли при вице-премьере Ю.П. Трутневе, Братухина О.И

 

Почему государство не должно дать дополнительные квоты «Русской рыбопромышленной компании»

 

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой? 


Как разумнее распорядится квотами, исходя из мирового опыта развитых экономик

Будущее отрасли определяется сегодня

 

 Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков     «Мировой опыт: фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков»-генеральный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председатель совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»О.И.Братухин

 

Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе
достижения технологического лидерства

Статья в издании Fishnews председателя совета директоров ЗАО <Русская
пелагическая исследовательская компания> и ЗАО <Морская инженерная компания>
Олега Братухина

«Низкий уровень государственного управления - <шлагбаум> для достижения технологического лидерства российской рыбной отрасли и отечественного судостроения.

Интервью председателя совета директоров ЗАО « Русская пелагическая исследовательская компания»« Морская инженерная компания» Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews.

«О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями»

Протокол совещания от 04.09.2013 под руководством первого вице губернатора Приморского Края А.И Костенко по вопросу < О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями

«Существующие возможности постройки современных малых рыбопромысловых судов для прибрежного промысла»

РИА Fishnews.ru – новости рыболовства, 25 сентября 2012. Крупным планом: Статья председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Братухина О.И. и генерального директора ЗАО «Морская инженерная компания» Рыбалкина Ю.Г.

Возможные пути многократного повышение эффективности промысла минтая.

Презентация для Совета Ассоциации добытчиков минтая председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания»и ЗАО «Морская инженерная компания»

Новости:

23.06

Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях
Читать полностью

Подробнее

19.06

Каковы приоритеты, таков и флот

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Каковы приоритеты, таков и флот
Читать полностью

Подробнее

10.12

Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Читать полностью

Подробнее

03.12

Судостроению быть
При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

03.12

Минпромторг подготовил программу провала
Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: