Главная \ Морское рыболовство \ Минтай \ Промысел в США

Промысел в США

Даже беглого взгляда на статистические данные и самого общего знакомства с промыслом минтая в США достаточно, чтобы обратиться к более глубокому изучению опыта США, прежде всего по нескольким аспектам:

  • Логике развития, структуре и организации управления отраслью позволившие создать в кратчайшие сроки совершенно новую для США и чрезвычайно высокорентабельную отрасль.
  • Эффективного использования каждой тонны квот минтая в интересах государства и бизнеса.
  • Обеспечения высокого технического уровня новых траулеров-процессоров, показавших насколько высокой рентабельности и чрезвычайно коротких сроков окупаемости судов возможно достигнуть.
  • Бережного отношения к ресурсам, исключение переловов и практически полное исключение выбросов за борт.

До 1977 года, когда были введены Исключительные Экономические Зоны, минтаевого промысла как такового в США не было - до этого периода рыбной промышленностью США не было ни выловлено, ни переработано ни одного килограмма минтая. И только 1981 год следует рассматривать как год реального начала национального минтаевого промысла, когда собственным флотом были выловлены первые тонны. Тем более невероятно, что уже к 1991 году, всего через 10 лет, весь минтай в ИЭЗ США был выловлен собственным флотом и весь переработан на собственных предприятиях. Еще через 10 лет, в 2001 году, США вышли по вылову минтая на первое место в мире, обойдя Россию. С этого периода именно минтай стал в США первым по общему объему вылова, а стоимость продукции из него превысила общую стоимость продукции из всех других донных, выловленных в США. В настоящее время в США это самый важный и экономически наиболее эффективный промысел из всех донных видов.

Вылов минтая
Рис.1 Вылов минтая

Официальные статистические данные ФАО (исключая 2009-2010 - оперативные данные, 2011 - квота)

Несомненно, к тому моменту, как этот промысел получил развитие в США, сложилось много потенциально важных аспектов, которые этому развитию активно способствовали. Прежде всего это потенциально очень высокая экономическая эффективность промысла, обусловленная возможностью больших суточных объемов вылова, высокой стоимостью продукции и устойчивой ее реализацией - условия, которые обуславливали очень высокую заинтересованность бизнеса, а также:

  • Промысловые запасы минтая в ИЭЗ США были в хорошем состоянии, разведаны и освоены другими странами, прежде всего Японией и Россией, и надежно защищены от конкуренции со стороны других государств системой исключительных экономических зон.
  • Мировой рынок пищевой продукции из минтая, и прежде всего в Японии, был уже полностью сформирован и активно функционировал, и что крайне важно - рынок очень объемный, с высокими ценами на продукцию и устойчивым платежеспособным спросом.
  • Активно формировался рынок использования минтая в пищу не только в Японии и Корее, но в США и во многих Европейских странах, прежде всего рынок филе минтая, а так же продукции, выпускаемой из сурими относительно невысокого качества.

Так как промысел минтая в США реально стартовал только с 1981 года, именно по этой причине уже с самого старта в США был в полной мере использован весь накопленный мировой опыт, получивший дальнейшее развитые с присущей американским предпринимателям профессионализмом, тщательностью и умением оптимизировать все предпринимательские решения, направленное на извлечение максимальной прибыли.

За этот короткий, тридцатилетний, период, развитие промысла шло к четко обозначенной цели, при полном взаимопонимании и наиболее рациональном взаимодействии между бизнесом с одной стороны и Администрацией страны (Конгрессом и исполнительной властью) с другой, при постоянной корректировке решений с учетом складывающейся фактической ситуации.

Можно выделить три характерных этапа развития промысла минтая в США.

Первый этап (1977 - 1990)

Основная задача на этом этапе была начать отечественный промысел минтая и обеспечить весь его вылов в ИЭЗ США промысловыми судами под флагом США. Первоначально с передачей улова для обработки на иностранные плавбазы или на суда совместных предприятий, при постоянном и устойчивом наращивании доли сырья, которое как вылавливалось, так и перерабатывалось бы на судах под флагом США или на национальных предприятиях (см. рис.1&2).

image002
Рис 2 Вылов и переработка донных рыб в зоне США
(Берингово море и Алеутские острова)

К концу 1990 года эта глобальная цель была в полной мере достигнута - ВЕСЬ минтай в ИЭЗ США вылавливался и обрабатывался исключительно национальными судами и предприятиями.

Это был поистине золотой период или «золотое десятилетие

  • когда траулеры-процессоры под флагом США имели возможность вылавливать и обрабатывать минтай без ограничения, столько, сколько они только могли выловить,
  • когда в этот чрезвычайно доходный бизнес стремительно включались все новые и новые участники,
  • когда специалисты этих компаний все более и более совершенствовали как технологию промысла, так и отрабатывали оптимальные и очень эффективные технические решения,
  • когда замышлялись, проектировались и строились самые высокопроизводительные и высоко экономически эффективные траулеры-процессоры,
  • когда финансы буквально рекой текли в эту совершенно новую и очень доходную отрасль.

Судам под флагом США, так же как американским компаниям на минтаевом промысле был предоставлен карт-бланш, они могли вылавливать столько, сколько могли обработать и такой вылов обеспечивался за счет незамедлительноuj сокращениz вылова иностранного флота или флота совместных компаний до уровня общего допустимого улова. И это продолжалось до тех пор, пока суммарный вылов и обработка минтая собственным флотом и национальными компаниями не достиг уровня ТАС, что произошло в сезон 1990 года. C этого момента начался второй этап развития промысла минтая в США (см. Рис.2).

Определенным ограничением, но практически только на начальном этапе, являлось то, что в соответствии с законодательными актами, промысел в ИЭЗ США могли вести только суда, построенные на верфях США, которые тогда не имели опыта строительства современных высокопроизводительных траулеров-процессоров и стоимость строительства на которых была самой высокой в мире.

Однако, в законодательстве имелась одна, как потом оказалось, очень важная лазейка - допускалось переоборудование построенных в США судов на зарубежных верфях. И этой лазейкой рыболовные компании очень эффективно воспользовались - закупались построенные в США суда, обычно из числа рыболовных или построенных для обслуживание добычи нефти в море, и переоборудовались на ведущих европейских верфях. Именно европейские верфи имели большой опыт проектирования и строительства высокоэффективных и высокопроизводительных траулеров-процессоров и прежде всего верфи Норвегии, где сочетание цена-качество было самым оптимальным в мировом судостроении. Но что это было за переоборудование? В большинстве случаев проектировался и строился новый современный, высокопроизводительный и мощный траулер-процессор и это судно юридически рассматривалось как переоборудованное небольшое американское (это главное) судно (обычно ок. 32-37 м), от которого в новом судне сохранялся только небольшой кусок закладного киля. Таким образом, в Норвегии в 1989-1990 гг. были спроектированы и построены практически все самые современные и самые мощные американские траулеры-процессоры - American Dynasty, American Triumph, Saga Sea и др. Строительная стоимость этих новых судов составляла от 39 до 43 млн. долларов США, их технологический комплекс комплектовался уже филетировочными машинами компании BAADER, что обеспечивало, наряду с производством сурими, выпуск и товарное филе минтая высокого качества. Высококачественное товарное филе невозможно было производить при использовании традиционного для выпуска сурими филетировочного оборудования японского производства, которое на первых этапах наиболее активно использовалось при оборудовании суримийных траулеров.

Производственные параметры и экономическая эффективность этих наиболее современных суримийных траулеров-процессоров были настолько фантастически высокими, что со стороны нашего флота смотрелись совершенно нереальными.

Со стороны нынешних сотрудников ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» в начале 90-х годов было предложено рассмотреть возможность заказа аналогичных по характеристикам траулеров для России, это было воспринято рыболовными компаниями как маниловщина, а ЦКБ «ВОСТОК» вообще заявило, что траулеры с такой производительностью технически вообще построить невозможно, а те параметры, которые показывают американцы - это просто обман. Ведь в то время ЦКБ «ВОСТОК» предлагало проекты гораздо больших по размерениям судов с годовым выловом почти в 4-5 раз меньшим, чем могли обеспечить новые американские траулеры.

Однако ситуация стала очевидной с поставками в Россию в начале 90-х годов 15 единиц 105 метровых траулеров типа «Сотрудничество» испанской постройки (наиболее известных как «голубые»), которые были дооборудованы по инициативе и за средства американских партнеров и ими же эффективно управлялись на промысле минтая в Российской ИЭЗ. Те технические решения, которые были использованы при проектировании этих траулеров, позволили при переоборудовании практически довести их параметры до уровня лучших американских минтаевых траулеров и обеспечить их очень высокую экономическую эффективность в эксплуатации. К глубокому сожалению, даже этот опыт работы большой современной группы самых высокопроизводительных российских судов ничему так и не научил ЦКБ «ВОСТОК».

Финансово-экономические показатели работы траулеров-процессоров на промысле минтая в 1988 - 1990 гг. приведены на Рис.3. Эти данные демонстрируют как стремительное наращивание производственных мощностей на заключительном этапе первого периода, так и необычно высокий для рыбной промышленности уровень прибыли (хотя уровень прибыли российских траулеров типа «Сотрудничество» был несравненно выше, ввиду существенно более низкого уровня эксплутационных расходов и прежде всего зарплаты). О возможном годовом уровне вылова можно судить по тому факту, что за 9 месяцев (январь-сентябрь) 1991г. вылов каждого из трех траулеров компании American Seafoods Company (American Dynasty, American Empress, American Triumph) достиг 75 тыс. тонн, а впереди были еще полтора-два месяца работы.

Показатели-работы
Рис.3 Показатели работы траулеров-
процессроов США в 1988 - 1990 гг.

image004

Рис.4 Продолжительность промысла минтая

Строительство же и переоборудование той группы судов, которая предназначалась исключительно для выпуска минтаевого филе, судов меньших по размерам, чем суримийные траулеры и меньших по мощности, обычно выполнялось на американских верфях.

Второй этап (1991 - 1998)

Те стремительные вложения в отрасль финансовых средств и наращивание производственных мощностей как по вылову, так и по переработке минтая, которые происходили на первом этапе, но особенно значительные и значимые в 1988-1990 гг., привели к стремительному наращиванию избыточных производственных мощностей. Начиная с 1992 года ресурсов для действующего флота стало катастрофически не хватать, продолжительность нахождения судов на лову начала стремительно сокращаться (см. Рис.4).

Например, в некоторые годы общая продолжительность нахождения на лову не превышала 60 суток. В условиях олимпийской системы это формировало очень суровые условия для рыболовных компаний, не все их выдерживали, начались банкротства и перераспределение флота. Следует отметить, что в определенной мере напряженность была снижена активным участием американских компаний в промысле минтая в ИЭЗ России. Например, четыре траулера-процессора, в том числе два из наиболее современных и мощных (Saga Sea и самый мощный в мире минтаевый траулер-процессор American Monarсh) были переданы в совместное предприятие и вели промысел в ИЭЗ России. И этим далеко не ограничивалось такое участие. И тем не менее, из 42 траулеров-процессоров, которые в ИЭЗ США вели промысел в 1991 году, к 1998 году действующих осталось только 29 ед. (см. Рис.5).

image005
Рис.5 Вылов американскими траулерами-
процессорами в период 1991- 2010 гг.

В соответствии с Поправкой 18 к Закону о рыболовстве, в период 1992-1998 гг. объем разрешенного к вылову минтая (ТАС) распределялся между береговыми предприятиями и промыслом в море в соотношении 35/65%, при этом из ТАС первоначально изымалось 7,5% для программ развития аборигенов Западной Аляски. Весь вылов разделялся между икряным сезоном (с 20 января по 15 апреля) и не икряным в соотношении 45/55%. Начало промысла не икряного минтая постепенно перемещалось первоначально с середины июня в первые годы на начало августа в последующие, что было обусловлено необходимостью снижения прилова мелкой рыбы.

Но и в течении всего второго периода вылов минтая продолжал вестись по олимпийской системе, что стимулировало стремление буквально выхватить как можно больше рыбы - финансовый результат в первую очередь определял объем выпущенной продукции, рациональное же расходование сырца отходило на второй план. В этих условиях самым привлекательным был выпуск сурими, технологическое оборудование для производства которого позволяло выпускать его в больших объемах и с минимальной трудоемкостью в сравнении с выпуском товарного филе.

Такая чрезвычайно жесткая конкуренция, определила выживание наиболее умелых и прогрессивных собственников и выработку самых экономически и технически эффективных решений, что следует рассматривать как главный итог на втором этапе развития отрасли. Однако «перекапитализация» отрасли приводила не только к банкротствам, но и к некоторой экономической неустойчивости и социальной напряженности, обусловленных снижением уровня заработков и потерей работы членами экипажей.

В 1997-1998 гг. в Конгрессе США прошли слушания по ситуации, сложившейся на минтаевом промысле и в декабре 1998 был принят закон о рыболовстве (The American Fisheries Act 1998 - AFA), который начал действовать уже с 1 января 1999 года и который определил переход отрасли к следующему этапу развития.

Третий этап (1999 по н/время)

Третий период проходит в условиях и под знаком Нового закона о рыболовстве - The American Fisheries Act 1998 (AFA), который обеспечил стабилизацию экономической и социальной ситуации в отрасли за счет рациональной организации минтаевого промысла, четкому управлению и жесткой системы контроля.

Одной из главных целей нового закона было обеспечение наиболее полного и оптимального использования ресурсов минтая и выпуск необходимого количества товарного филе для обеспечения собственного национального потребления, чему препятствовала олимпийская система.

Как главный итог нового закона - была сформирована система, которая стимулировала производство из каждой тонны квот максимального количества продукции, в том числе и такой трудоемкой, как товарное филе, и когда все участники промысла оказываются заинтересованы в устойчивом сохранении запасов минтая на длительный период.

В этот период была существенно снижена возможность свободной конкуренции и возможность доступа к этому промыслу сторонних предпринимателей, но для сохранения необходимой конкурентной среды, хотя и ограниченной, было предусмотрено выделение самих квот непосредственно трем секторам промысла. Распределение квот между судами, которым был разрешен промысел минтая, выполнялся самими участниками этих секторов, объединенных в соответствующие кооперативы. Так же были введены меры против монополизации отрасли - ограничение 17,5% возможность вылова или обработки минтая на его специализированном промысле любыми частными лицами или компанией (юридическим лицом).

Основные положения Нового Закона о рыболовстве следующие:

  • Взамен олимпийской системы вылова квота на вылов распределяется следующим образом:
    • 10% выделяется на развитие аборигенов Западной Аляски, после чего оставшаяся часть квоты распределяется между тремя секторами минтаевого промысла следующим образом:
    • 50% - береговым предприятиям, вылов для которых обеспечивается траулерами-ловцами
    • 40% - траулерам-процессорам (20 ед.), которым законодательно разрешен промысел минтая и семи траулерам-ловцам, которые ранее ловили и передавали свой улов траулерам-процессорам и
    • 10% - плавбазам, точнее тем 19 траулерам-ловцам, которые обеспечивают вылов минтая, передаваемого на обработку трем плавбазам
  • Распределение вылова между сезоном икряного минтая и не икряного минтая было определено как 40/60%
  • В Законе определен персональный перечень тех 20 траулеров-процессоров и 26 траулеров-ловцов, которые имеют право вести промысел в открытом море с передачей улова на траулеры-процессоры (7 судов) и на плавбазы (19 судов). При этом оговорено, что на промысле одновременно не могут находиться более 15 траулеров-процессоров в икряной сезон и 14 траулеров-процессоров - в не икряной. Остальные траулеры-процессоры являются резервными, которые могут выходить на промысел только в том случае, если их численность не превысит указанную.
  • Все участники промысла по секторам должны создать и вступить в кооперативы, которым и выделяются указанные выше квоты. Уже сами участники кооперативов распределяют выделенную для них квоту как персональную между судами, придерживаясь, в основном, истории предшествующего промысла, после чего участники имеют право перераспределять квоту между собой. И компании очень широко пользуются этим правом перераспределения квот (об этом можно судить по годовым отчетам, например, кооператива траулеров-ловцов, обслуживающих плавбазы - реальные выловы относительно к распределенным могут отличать в два и более раза, ведь для кооператива очень важно полностью выбрать выделенную ему квоту!). Отказ от вступления в кооператив лишал компанию права ведения промысла минтая.
  • Девять траулеров-процессоров, из тех, которые оставались на промысле в 1997-1998 гг, выводились из эксплуатации и направлялись на слом. Для компенсации потерь владельцев этих судов, в Законе предусматривалось выделение:
    • 20 млн. долларов как расходы государственного бюджета.
    • До 75 млн. долларов как финансирование, которое затем было компенсировано поступлениями от берегового сектора (1,32 цента за каждый килограмм вылова) Береговые предприятия были выбраны в связи с тем, что именно для них Законом доля вылова была определена в максимальном размере.

Новый закон сохранил и даже усилил право участия в промысле минтая и получения финансовых поступлений от промысла преимущественно американскими гражданами и американскому государству (прежде всего штатом Аляска, в зоне которого располагаются все промысловые запасы и зоны промысла).

Объем вылова и промысловые запасы.

Объем вылова минтая в последнем десятилетии по данным ФАО приведен на Диаграмме Рис.1, более детальная информация по вылову минтая США приведена на Диаграммах Рис.6 и 7. С конца 90-х годов, когда вылов в России резко, на порядок, сократился ввиду катастрофического сокращения промысловых запасов, что было обусловлено колоссальным фактическим переловом (прежде всего, ввиду варварского расходования поднятого из воды минтая), прессом со стороны чрезмерного количества крупнотоннажного флота, вернувшегося в нашу экономическую зону из других районов мирового океана, где флот не мог эффективно вести промысел без прекратившихся дотаций после распада СССР, и ухудшением климатических условий, в США, в противоположность России, в этот же период вылов стабильно удерживается на уровне более 1 млн.тонн (в период 2002 - 2006 гг. - превышал 1,5 млн.тонн), а промысловая ситуация оценивалась двумя короткими фразами:
  • Перелова нет
  • Сырьевые запасы жестко контролируются и регулируются

Сегодняшнее состояние промысловых запасов в США (как и в России) во многом рукотворное, это результат целенаправленной деятельности руководства стран.

С 2007 года в зоне США начали проявляться климатические изменения, негативные для развития минтая, что привело в 2009-2010 гг. почти к двух кратному сокращению допустимой для вылова квоты. Однако, созданная в отрасли система управления позволила США и в этих сложных условиях исключить перелов, и обоснованно надеяться на восстановление промысловых запасов, ведь для этого были действительно предприняты все меры. И действительно, промысловые запасы начали активно восстанавливаться, и уже на 2011 год квота была увеличена более чем на 50% - с 0,84 до 1,27 млн. тонн. Прогноз на 2012 год еще более благоприятный, со значительным увеличением биологически возможного увеличения вылова, хотя пока уровень ТАС предполагается не увеличивать, а сохранить его на уровне текущего, 2011 года.

В целом же, как результат изменения промысловых запасов, с начала 90-х годов, весь мировой промысел минтая практически сосредоточился только в двух странах - России и США. Как можно видеть на Диаграмме Рис. 1, лидерство в этом промысле с начала нового тысячелетия перешло к США и устойчиво удерживалось почти 10 лет

Вылов-флотом-США-на-Аляске

Фактическая стоимость вылова на Аляске

Рис.6 Вылов флотом США на Аляске

Рис.7 Фактическая стоимость вылова на Аляске
(приведено к ценам 2010 года)

Система управления сохранением запасов.

Для нашей рыбной промышленности прежде всего представляет интерес та часть американской системы, которая касается судов, работающих в открытом море и прежде всего траулеров-процессоров.

В первую очередь необходимо отметить, что в США на промысле минтая довольно быстро, уже на начальном этапе активного развития промысла, отказались от системы учета вылова по выходу продукции ввиду отсутствия стимула к рациональному расходованию улова и перешли на прямой учет вылова. Вначале количество поднятой на борт рыбы измерялось в траловых кутцах, а затем разработали и установили весовые конвейеры.

Система управления сохранением запасов нашла дальнейшее развитие и совершенствование с принятием Закона о рыболовстве 1998 года (The American Fisheries Act 1998 - AFA).

В соответствии с этим Законом, но добровольно (вице-президент Ассоциации, выступая на слушаниях в Конгрессе, подтвердил, что все компании осознают те преимущества, которые они получают от объединения и сохранение добровольности не препятствует объединению всех компаний, занятых в морском промысле минтая), все компании, имеющие траулеры-процессоры, допущенные для промысла минтая (а их перечень был определен Конгрессом на основании результатов эффективности промысла за три года, предшествующие 1998), объединились в Ассоциацию обработчиков в море (At-sea Processors Association - APA). И это - создание кооператива и определенный законодательно персональный перечень судов, допущенных к промыслу - также являются составной частью нового закона о рыболовстве. В ассоциацию вошли семь компаний, имевших на тот период 19 траулеров-процессоров (компания, которая владела еще одним, двадцатым, допущенным к промыслу траулером-процессором, в 1999 году продала его за пределы США), плавающих под американским флагом и допущенных к промыслу. Из семи компаний, три владеют тремя и более траулерами, а три - по одному. Члены Ассоциации участвуют в двух кооперативах - Кооперативе сохранения минтая (Pollock Conservation Cooperative - PCC) и Кооперативе сохранения тихоокеанского хека (Pacific Whiting Conservation Cooperative - PWCC). Именно Ассоциация получает причитающуюся им долю общей квоты на вылов и распределяет ее между членами Ассоциации как индивидуальную. За членами Ассоциации сохраняется право перераспределять предоставленную им индивидуальную квоту, обычно на платной основе. Кроме того, Ассоциация участвует в Программах помощи аборигенам Аляски и за этот счет располагает частью их квоты. Как уже сказано выше, на промысле минтая, в соответствии с Законом, участвует от 14 (в сезон В) до 15 траулеров (в сезон А), остальные (из 19) находятся в отстое и могут использоваться как резервные. К настоящему времени сохранилось только 16 траулеров-процессоров, из имеющих разрешение на промысел минтая, и все они уже имеют возможность принимать участие в промысле.

Кроме того, по соглашению между кооперативами PCC и HSCC (кооператив, объединяющий 7 траулеров-ловцов, ранее сдававших улов на траулеры-процессоры), выделенная им квота на вылов минтая передавалась траулерам-процессорам, при этом преимущественным правом на ее приобретение обладали те четыре компании, которые имели по одному судну (см. Табл.1).

Контроль за использованием квоты очень жесткий и многоступенчатый:

  • Во-первых, количество всего выловленного сырца определяется установленными электронными конвейерными весами, информация от которых по Интернет незамедлительно и автоматически передается на сайт National Marine Fisheries Service (NMFS), где она через 15-20 мин доступна всем заинтересованным сторонам.
  • Во-вторых, на каждом траулере постоянно находятся два федеральных инспектора, имеющие очень высокую квалификацию, которые подтверждают величину вылова, в том числе и дополнительно за счет обмера каждого поднятого на борт кутца, и следят за соблюдением других Правил и ограничений (как рассказывал один из американских специалистов, который сам был контролером, подкупить такого контролера невозможно: это очень высоко оплачиваемая работа и она предоставляется при условии, что инспектор будет уволен даже при подозрении на обман).
  • В-третьих, Ассоциация оплачивает услуги частной компании, которая для них и для National Marine Fisheries Service (NMFS) выполняет ежедневно анализ достоверности сведений, получаемых от траулеров-процессоров.
  • В-четвертых, Ассоциация ежегодно готовит отчет по согласованной форме о деятельности и публикует его в Интернете, т.е. со свободным доступом со стороны каждого гражданина, предварительный - в декабре, окончательный - в январе года, следующего за отчетным.

Кроме того, в контрактах членов Ассоциации предусмотрены очень жесткие штрафы за перелов выделенной им индивидуальной квоты или сокрытие информации о вылове, хотя по сообщению вице-президента Ассоциации на слушаниях в Конгрессе, пока не было ни единого случая применения этого штрафа.

Ассоциация начала действовать с января 1999 года и за прошедшие годы можно обобщить накопленный опыт (как это отметил вице-президент Ассоциации на слушаниях в Конгрессе и указано в годовом отчете Ассоциации за 2001 год):

  • Правительство и вообще чиновники освобождены от определения и распределения индивидуальных квот, т.к. это распределение выполняется самими членами Ассоциации «единодушно или почти единодушно», как выразился вице-президент Ассоциации на слушаниях в Конгрессе.
  • Члены Ассоциации получили 100% уверенность в сохранении бизнеса и кровно заинтересованы в сохранении устойчивых запасов минтая - это сохранение их будущего.
  • Снята социальная напряженность в связи со снижением угрозы банкротства при избыточной производственной мощности и потери рабочих мест для экипажей.
  • Уже за первые годы действия нового закона существенно, на 56% (с 19,5% до 30,4%), повысился выход продукции из того же количества сырья, или как говорят американцы на 56% повысился выход продукции с каждого фунта сырья, что обусловлено финансовой заинтересованностью компаний и обеспечивается тем, что:
    • Компании очень интенсивно проводят модернизацию технологического оборудования - в частности устанавливают дополнительные декантеры, сепараторы и специальные устройства на головоотсекающие секции машин BAADER. За счет этого увеличивается выход съедобной части и снижается та часть сырца, которая направляется на выпуск рыбной муки. Устанавливается также дополнительное оборудование (устройство для автоматического разворота филе перед контролем, машина для автоматической рассортировки ястыков икры по размерам), что позволяет снизить затраты труда. Компании не имеют права повышать номинальную производительность комплекса, допускаются только те мероприятия, которые позволяют улучшить использование поднятого на борт сырца.
    • Компания American Seafoods проводит работы по выбору более оптимальных вариантов тралового оборудования, заменив промысловые лебедки с гидроприводом на одном траулере на лебедки с электроприводом на переменном токе с частотным регулированием, а на другом - с электроприводом на постоянном токе.
    • Компании снизили среднесуточный объем обрабатываемого сырца с 400-490 тонн примерно до 250-350 тонн (у них ведь теперь индивидуальная квота и они распределяют вылов на весь сезон по своему усмотрению) и уже за этот счет сумели более бережно использовать сырец. Время работы в море увеличилось более чем до 200 суток в году по сравнению примерно с 56-90 сутками в середине 90-х годов. Так же снижено количество сырца, единовременно поднимаемого на борт до 40-50 тонн, что позволило понизить его повреждения и улучшить качество.
    • Увеличился выпуск товарного филе прежде всего за счет перераспределения направляемого на его выпуск вылова при снижении доли сырца, направляемой на выпуск сурими (более обстоятельную информацию - см. далее Рис.13).
  • В среднем до 0,5% (пяти десятых процента) снижен выброс за борт прилова т.к. компании теперь имеют возможность (у них появился и стимул, и техническая возможность) перерабатывать весь случайный прилов. К тому же, все суда оснащены рыбопоисковыми приборами, которые позволяют определить размерный ряд сырца и исключить неэффективно используемый прилов, в первую очередь мелкий минтай.
  • Реализуются согласованные программы по снижению прилова не специфицируемого сырца - т.е. минтая. Практически сведен к нулю прилов краба и палтуса за счет 100% исключения использования донных тралов, снижен прилов лососевых за счет добровольного исключения промысла в тех районах и в те периоды, когда идет прилов этих видов.

Годовой вылов, стоимость и ассортимент выпуска продукции.

Как было сказано выше, с 1999 для вылова траулерами-процессорами выделяется 40% от общей промышленной квоты на вылов минтая. Максимальный объем вылова был в 2005 году - 522,3 тыс.тонн, и его распределение между отдельными траулерами и компаниями приведено в Табл.1. Годовой вылов на судно (только той квоты, которая выделялась непосредственно на этот сектор) составил до 29 тыс.тонн на чисто филейных (4 судна существенно меньших размерений и значительно меньшей производительностью из 19) и до 45 тыс.тонн на судах, выпускающих одновременно сурими и филе. Если же оценивать потенциальные возможности последней группы траулеров, то их вылов в 1991 году (на границе первого и второго периода) превышал 75 тыс. тонн на судно см. раздел «Первый этап»). Начиная с 2007 года, общие объемы вылова ежегодно сокращаются ввиду и пропорционально снижению уровня квот, однако компании стремятся таким образом сформировать график работы каждого траулера, чтобы миниминизировать эксплутационные расходы за счет оптимального уровня суточного вылова. При этом, например в 2009 году, при существенном сокращении квоты на вылов, компания American Seafoods направила на промысел только часть траулеров, промысел минтая которым был разрешен.

Уровень еженедельного вылова и реальные сроки промысла минтая траулерами-процессорами в том же 2005 году (данные о котором приведены в Табл.1) приведен на Рис.8

Как было отмечено ранее, в данном анализе приводится вылов только той квоты (40%), которая выделяется Ассоциации траулеров-процессоров. Дополнительно (и это не показывается в ежегодном отчете Ассоциации) траулеры-процессоры вылавливают часть той квоты, которая выделяется на развитие аборигенов Аляски, а также ведут промысел хека в ИЭЗ США. Из общей квоты хека за сектором траулеров-процессоров, аналогично как и на промысле минтая, законодательно закреплена доля, и их вылов составляет от 38 до 75 тыс. тонн ежегодно. За счет этих дополнительных выловов годовой вылов наиболее успешно работающих траулеров-процессоров увеличивается как минимум до 55 тыс.тонн/год, однако по этому дополнительному вылову достоверная информация отсутствует, в связи с чем во всех материалах этого анализа используется только информация, приводимая в официальных годовых отчетах Ассоциации, если об этом не указано особо.

Таблица 1

Вылов минтая траулерами-процессорами в 2005г, уровень индивидуальных и покупных (перераспределяемых) квот

Вылов (mt) Индивидуальная квота Покупная квота
Vessel Company
Alaska Ocean Seafood 39,252 39,279 -61
Alaska Ocean 39,252
American Seafoods Company 228,816 216,691 12,125
American Dynasty 15,083
American Triumph 45,206
Northern Eagle 44,762
Northern Hawk 43,524
Northern Jaeger 42,490
Ocean Rover 37,751
Arctic Fjord Ltd. 32,128 23,432 8,717
Arctic Fjord 32,128
Arctic Storm Ltd. 34,842 24,072 10,770
Arctic Storm 34,842
Glacier Fish Company 43,214 39,307 2,945
Northern Glacier 16,347
Pacific Glacier 26,867
Starbound Ltd. 26,371 20,725 5,655
Starbound 26,371
Highland Light Ltd. 29,133 23,066 6,070
Highland Light 29,133
Trident Seafoods Corporation 89,240 89,229 11
Island Enterprise 31,117
Kodiak Enterprise 31,058
Seattle Enterprise 27,065
TOTAL: 522,995

Примечание в Тадл.1:

Низкий уровень вылова траулера American Dуnasty обусловлен не его низкими техническими возможностями, а необходимостью законодательного ограничения возможности работы траулеров компании American Seafoods, имеющей самый большой по численности флот. Компания вынуждена была использовать American Dуnasty только на промысле икряного минтая, а затем направить его на промысел хека, на промысле которого комплектация и параметры технологического комплекса судна оказались наиболее оптимальными.

image008
Рис. 8 Уровень еженедельного вылова минтая
траулерами-процессорами и сроки ведения промысла
(на диаграмме сроки приведены в номерах недель)

Средняя годовая стоимость продукции, выпущенная минтаевыми траулерами-процессорами в период с 2002 по 2010 год приведена в Табл.2 и она постоянно увеличилась до 41,3 млн.$ и снизившись до 36,2 млн.$ в 2009 для суримийщиков, когда квота на вылов было уменьшена почти в два раза, и с 19,5 до 28,8 млн.$ - для филетировочных траулеров, которые исторически в США значительно меньше по мощности. Средняя стоимость продукции, выпускаемой на минтаевых траулерах-процессорах из ОДНОЙ тонны выловленного минтая в 2002-2010 гг., приведена в Табл.3. Ее величина самая высокая в сравнении с остальными двумя секторами (береговые предприятия и плавбазы) как ввиду большей доли выпуска наиболее дорогостоящей продукции, так и ввиду ее более высокого качества, что в свою очередь обеспечивается более высоким качеством сырца.

Таблица 2
Годовая средняя стоимость продукции (FOB борт судна), выпускаемая каждым траулером-прoцессором,работающем на промысле минтая, вкл. полный годовой вылов
(источник: ECONOMIC STATUS OF THE GROUNDFISH FISHERIES OFF ALASKA, 2010, NOAA, Dec.2011)

миллион $

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Траулер-процессор для производства сурими и филе 29,8 30,8 34,8 39,7 39,8 39,8 41.3 36.2 36,5
Филетировочный траулер-процессор 19,5 20,7 24,4 26,6 28,8 н/д н/д 20.7 н/д

Примечание:

  • В последние два года на всех филетировочных траулерах было также установлено оборудование для выпуска сурими, хотя и небольшой производительности.
  • На всех суримийных траулерах обеспечивается выпуск товарного филе, при этом распределение сырца, направляемого на выпуском сурими или филе, определяется складывающимися на рынке ценами на эту продукцию и спросом.
  • Цены на продукцию, выпускаемую траулерами-процессорами наиболее высокие, выше цен на аналогичную продукцию, выпускаемую плавбазами и береговыми предприятиями США.
  • Показанная в указанном источнике стоимость продукции за 2008 год обусловлена резким скачком в этот период цен на сурими, импортированного Японией при сохранении высокого уровня цен на филе как на внутреннем рынке, так и на рынке Европы.

Таблица 2
Средняя стоимость продукции (FOB Аляска), выпускаемой из одной тонны выловленного минтая (источник: ECONOMIC STATUS OF THE GROUNDFISH FISHERIES OFF ALASKA, 2010, NOAA, Dec.2011)

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Минтаевый Траулер-процессор 697$ 730$ 816$ 913$ 919$ 1012$ 1454$ 1321$ 1333$

По всей вероятности, учитывая возможность компаний самостоятельно финансировать в дальнейшем обновление флота траулеров-процессоров, в новом законе о рыболовстве имеется статья, запрещающая Правительству США обеспечивать или гарантировать ссуды на строительство таких больших (длиной более 50 метров) судов:

"Никакие ссуды не могут быть обеспечены или гарантированы Федеральным правительством для постройки или переоборудования судна, предназначенного для использования как рыбацкое судно, если регистрационная длина такого судна будет больше, чем 165 футов (эквивалентно 50,3 м), гросс-регистровый тоннаж больше чем 750 GRT, или иметь двигатель или двигатели, общей мощностью большей чем 3000 лс на валу, после того, как такое строительство или такое переодорудование будут закончены. Это запрещение не должно относиться к судам, которые будут использоваться на промысле menhaden или на кошельковом промысле тунца вне исключительной экономической зоны Соединенных Штатов или Регионального Соглашения о Рыболовстве в Южной части Тихого океана."

Траулеры выпускают продукцию исключительно глубокой переработки, не допуская использования сырца на выпуск тушки или неразделанной рыбы, доля которых в сумме не превышает 4 - 6% от веса продукции (или 1,2 - 2,0% от вылова). Выход продукции от сырца в 2006 году в среднем составил 30,9% в сравнении с 19,5% в 1998 году (перед вводом индивидуальных квот), т.е. увеличился почти в 1,6 раза. В 2002 году он немного понижался, но с 2003 году вновь повысился, и стабильно удерживается на уровне 30% (см. Рис.9). Таким образом американцы смогли увеличить выпуск продукции почти в 1,6 раза из того же самого ОДУ.

image009
Рис. 9 Выход продукции из выловленного сырца

Примечание:
Начиная с 2007 года в статистике выпуска продукции из минтая, доступной в Интернете, ассортимент выпуска, ранее приводимый по трем секторам (береговым предприятиям, траулерам-процессорам и плавбазам) начал приводиться обобщенным, по всему промыслу минтая, однако в экономических обзорах, которые становятся доступными примерно через год, эта информация доступна.

Ассортимент выпускаемой продукции (по весу) в среднем по Ассоциации приведен на Рис.10, а объем выпуска продукции из 100 тонн выловленного минтая - на Рис.12. На Рис.11 приведены усредненные данные по ассортименту выпускаемой продукции в среднем по отрасли (для трех секторов - береговым предприятиям, траулерам-процессорам и плавбазам) за два периода - (а) период ведения промысла по олимпийской системе (до 1998 включительно) и (в) с 1999 года, после введения системы индивидуальных квот. Доля выпуска сурими устойчиво и постоянно снижалась, а доля филе постоянно росла и на траулерах процессорах впервые в истории американского промысла превысила долю выпуска сурими уже в 2002 году, а в целом на минтаевом промысле - в 2007.

image010 image011 image012

Рис.10 Ассортимент выпускаемой продукции на траулерах-процессорах (средний по Ассоциации)

image014 image013

(а) До 1998 г вкл.

(в) С 1999 г по н/в

Рис.11 Ассортимент выпуска продукции из минтая в США
(а) - период ведения промысла по олимпийской системе (до 1998 включительно)
(в) - с 1999 года, после введения системы индивидуальных квот.

image015

Рис. 12 Выпуск продукции траулерами-процессорами из 100 тонн выловленного минтая

Выпуск, импорт и потребление в США филе минтая приведены на Рис.13. Собственное производство для внутреннего рынка, в основном, сосредоточено на выпуске филе глубокого обесшкуривания (филе DS), на Европейский рынок, в основном, поставляется обесшкуренное и бескостное стандартное филе. Импортированное филе из Китая - на 100% произведено из H&G российского производства.

Американский импорт филе минтая Поступление филе минтая

Вылов по олимпийской системе ▲ Вылов по индивидуальным квотам
Рис.13a Американский импорт филе минтая

Вылов по олимпийской системе ▲ Вылов по индивидуальным квотам
Рис. 13b Поступление филе минтая (собственное производство + импорт)

Экспорт филе минтая

ПОТРЕБЛЕНИЕ филе минтая в США
Вылов по олимпийской системе ▲ Вылов по индивидуальным квотам
Рис.13c Экспорт филе минтая
Вылов по олимпийской системе ▲ Вылов по индивидуальным квотам
Рис. 12d ПОТРЕБЛЕНИЕ филе минтая в США

Несколько ремарок.

Сертификат MSC.

Морской Совет Управления (Marine Stewardship Council - MSC) еще в 2005 году сертифицировал американский промысел минтая как «хорошо управляемый и жизнеспособный промысел», и это был один из первых промыслов, который был сертифицирован. К настоящему времени наличие такого сертификата обеспечило продукции США, выпущенной из минтая, существенное конкурентное преимущество перед конкурентной продукцией, прежде всего из России, на рынках ЕС и постепенно возрастающее преимущество и на внутреннем рынке США, на котором влияние наличие сертификата MSC пока менее ощутимо. В 2011 году, в связи с истечением пятилетнего срока действия сертификата, выданного в 2005 году, производился вторичный анализ ситуации на промысле минтая США и продления действия сертификата на следующий пятилетний срок.

Зона промысла минтая в США.

На Рис.14 приведена карта зоны промысла минтая, которая составлена на базе многолетних данных и на которой выделены зоны с наиболее интенсивным уровнем вылова.

На карте достаточно отчетливо обозначились два основных района промысла - прибрежный, примыкающий с северной стороны средних Алеутских островов, и морской, располагающийся в отдалении от островов вдоль свала глубин континентального шельфа и распространяющийся далее в ИЭЗ России. И на этой карте видно, чем руководствовался Конгресс США, разделяя квоту на вылов в соотношении 50/50 между береговыми предприятиями и сектром добычи минтая в открытом море.

image020

image021

Промысел не велся
Вылов отсутствует
От 0 до 1/3 от максимального вылова на усилие
От 1/3 до 2/3 от максимального вылова на усилие
От 2/3 до 3/3 от максимального вылова на усилие

Рис.14. КАРТА - Зона промысла минтая в США
(на основании обобщения многолетних данных)

Изменение климатических условий в Беринговом море.

На основании исследований американских ученых прогнозируется потепление в зоне Берингова моря с повышением температуры воды примерно на 1,5оС и уменьшения площади обледенения к 2050 году примерно на 40%. Несомненно, такое изменение окажет влияние на состояние минтаевого промысла, однако к настоящему времени не накоплено данных за длительный исторический период, на основании которых можно было бы сформулировать достаточно обоснованный прогноз. Предполагается, что понижение зоны обледенения в зимний период может открыть для промысла новые продуктивные районы, но большинство ученых склонно считать, что зоны нереста минтая, которые и определяют наиболее эффективные районы вылова икряного минтая, не должны существенно сместиться и на это указывают те изменения, которые уже наблюдались за зо период промысла в годы, в которые происходили сезонные потепления. Однако, можно ожидать, что потепление, как это уже наблюдалось в те годы, когда происходили сезонные потепления, может привести к значительной миграции минтая, в том числе крупных особей, на север, в ИЭЗ России. И это очень беспокоит американских специалистов.

В два последних года наблюдается значительное удаление зон промысла от береговых предприятий на Алеутских островах, что приводит к резкому удлинению продолжительности рейсов промыслового флот, с соответствующим увеличением эксплуатационных расходов и понижением качества сырца. Специалисты пока не могут определить, является ли это следствием начавшегося долговременного потепления или отражает обычные межгодовые колебания. Но для берегового сектора это уже однозначно отражается на эффективности.

Подводя итог, хочется обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • Детально отработанная программа, ясная и последовательная позиция и активные действия руководства США и бизнеса позволили создать в кратчайшие сроки совершенно новую для США и чрезвычайно высокорентабельную отрасль. Это пример решения в интересах как государства, так и бизнеса.
  • Государство точно сформулировало свои приоритеты - эффективное использование каждой тонны своих ресурсов. Каждая тонна минтая дает возможность государству извлечь наибольшие налоги через высокий обьем производства продукции, высокую прибыль, высокую зарплату.
  • Квоты получили собственники судов, которые в условиях жесточайшей конкуренции доказали, что именно они могут самым эффективным образом их использовать. И эти собственники, получив квоты на длительный период, доказали это на деле, увеличив более чем в 1,5 раза выпуск продукции из каждой тонны квот.
  • Собственники квот минтая в США демонстрируют образец комплексного использования поднятого на борт сырья, когда выбросы за борт составляю около 0,5 %.
  • Опыт добычи минтая в США доказал высочайшую экономическую эффективность этого вида промысла, обусловленную возможностью больших суточных объемов вылова, высокой стоимостью продукции и устойчивой ее реализацией.
  • Американские минтаевые траулеры-процессоры были первой в мировой практике рыболовства группой судов, которые благодаря техническому совершенству, рациональному выбору всех элементов и полной реализации промысловых возможностей обеспечили вылов и глубокую обработку в среднем до 490 тонн рыбы в сутки на судно, более 75 тыс.тонн в год на судно и выпуск продукции, стоимость которой превышает 50 млн.$ на судно в год. Именно эти траулеры первыми сломали сложившиеся в мировом рыболовстве стереотипы и показали, насколько высокой рентабельности и чрезвычайно коротких сроков окупаемости возможно достигнуть.
  • Опыт США показал, что промысловые запасы минтая возможно не только сохранить, но и увеличить даже несмотря на то, что изменения климатических условий неблагоприятны. И возможно создать условия заинтересованности рыбаков в устойчивом сохранении промысловых запасов и исключить браконьерство.

ВНИМАНИЮ НАШИХ ПАРТНЕРОВ

Приведенный выше обзор выполнен на базе почти двадцатилетнего периода сбора и детального анализа информацию по многим аспектам минтаевого промысла в США и России, конструкции и комплектации наиболее современных и высоко эффективных траулерах-процессорах, и который выполнялся специалистами компании в первую очередь для собственных нужд компании. Часть из этих материалов так же оформлена в виде обзоров, в том числе и в виде Приложений к выше приведенному материалу.

Перечень этих подготовленных обзоров приведен ниже:

Приложение №1 - Сводная таблица основных технических характеристик
минтаевых траулеров-процессоров США
Приложение №2 - Чертежи общего расположения, комплектация и конструктивные
особенности наиболее эффективных траулеров-процессоров СШA
Приложение №2-1 - Траулер-процессор «SAGA SEA». Промысел в Охотском море, 2003
Приложение №2-2 - 78 метровый траулер-процессор «OCEAN ROVER»
Приложение №2-3 - 83 метровый траулер-процессор «AMERICAN DINASTY»
Приложение №2-4 - 87 метровый траулер-процессор «AMERICAN TRIUMPH»
Приложение №2-5 - 100 метровые траулеры-процессоры серии «NORTHERN ...»
Приложение №2-6 - 114 метровый траулер-процессор «ALASKA OCEAN»
Приложение №3 - Проект траулера-процессора длиной 78÷83 метра
Приложение №4 - Ситуация на рынке продукции из минтая
Приложение №5 - Вылов минтая и продолжительность промысла траулеров-процессоров США
Приложение №6 - Вылов хека траулерами-процессорами США
Приложение №7 - Труд обработчиков на траулерах-процессорах США

Часть из этих обзоров мы можем направить нашим партнерам по индивидуальному запросу электронной почтой, однако значительная часть материалов может предоставляться только на основе двух стороннего соглашения.

Часть накопленных и проанализированных материалов пока не оформлялась в виде обзоров, но по двустороннему соглашению может быть предоставлена нашим партнерам на основе индивидуальных анализов и обзоров, либо при консультациях.

Специалисты компании продолжают постоянно отслеживать и анализировать всю доступную нам информацию по минтаевому промыслу в США и России, и на основании этой информации постоянно корректировать все ранее выполненные обзоры.
Это важно

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены? Статья в издании «EastRussia», генерального директора "Русской пелагической исследовательской компании" и член рабочей группы по развитию рыбной отрасли при вице-премьере Ю.П. Трутневе, Братухина О.И

 

Почему государство не должно дать дополнительные квоты «Русской рыбопромышленной компании»

 

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой? 


Как разумнее распорядится квотами, исходя из мирового опыта развитых экономик

Будущее отрасли определяется сегодня

 

 Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков     «Мировой опыт: фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков»-генеральный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председатель совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»О.И.Братухин

 

Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе
достижения технологического лидерства

Статья в издании Fishnews председателя совета директоров ЗАО <Русская
пелагическая исследовательская компания> и ЗАО <Морская инженерная компания>
Олега Братухина

«Низкий уровень государственного управления - <шлагбаум> для достижения технологического лидерства российской рыбной отрасли и отечественного судостроения.

Интервью председателя совета директоров ЗАО « Русская пелагическая исследовательская компания»« Морская инженерная компания» Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews.

«О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями»

Протокол совещания от 04.09.2013 под руководством первого вице губернатора Приморского Края А.И Костенко по вопросу < О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями

«Существующие возможности постройки современных малых рыбопромысловых судов для прибрежного промысла»

РИА Fishnews.ru – новости рыболовства, 25 сентября 2012. Крупным планом: Статья председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Братухина О.И. и генерального директора ЗАО «Морская инженерная компания» Рыбалкина Ю.Г.

Возможные пути многократного повышение эффективности промысла минтая.

Презентация для Совета Ассоциации добытчиков минтая председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания»и ЗАО «Морская инженерная компания»

Новости:

23.06

Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях
Читать полностью

Подробнее

19.06

Каковы приоритеты, таков и флот

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Каковы приоритеты, таков и флот
Читать полностью

Подробнее

10.12

Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Читать полностью

Подробнее

03.12

Судостроению быть
При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

03.12

Минпромторг подготовил программу провала
Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: