Главная \ Наши компетенции \ Чилийская ставрида

Чилийская ставрида. Наши компетенции

Чилийская ставрида

3

Специалисты компании начали предпроектные исследования и аккумулирование компетенций, связанных с ресурсами чилийской (перуанской) ставриды районов ЮВТО и ЮЗТО (районы 81 и 87 по классификации ФАО) в начале 2000г.

Но лишь после отмены аукционного распределения квот в ИЭЗ РФ, акционеры, имея опыт проектирования самых производительных траулеров-заводов для добычи минтая, на практике видя преимущества наших специалистов над зарубежными специалистами соответствующих профилей, включая ведущих зарубежных проектантов, начали серьезное рассмотрение других доступных и массовых объектов промысла мирового океана с целью определения возможности ведения экономически эффективного промысла.

Тогда же началось формирование и группы этого проекта, в которой, в разные периоды времени, работало до 60 специалистов.

Ставрида была потенциально интересна тем, что ее ресурсы были достаточно хорошо изучены как советской наукой, так и нашими рыбаками, которые работали в этих районах в 80-х-начале 90-годов. Перспектива подтверждались глубоким анализом промысловых данных прибрежных стран, ведущими промысел. А также данными ФАО.

То обстоятельство, что это были свободные районы мирового рыболовства, не ограниченные никакими соглашениями, создавало дополнительные перспективы для нашей компании, поскольку отсутствовали ограничения квот, а в случае их введения Россия должна была иметь существенные исторические преимущества при разделе этого «рыбного пирога», поскольку именно нашей стране принадлежит приоритет открытия, научного изучения и длительного промышленного освоения этих биоресурсов. Это все то, что всегда по международному праву ложится в основу Международных конвенций.

Как известно, правовой режим открытого моря в отличие от других видов морских пространств регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего, положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Конвенции об открытом море 1958 г. (которая в частности включает принцип свободы рыболовства).

Прежде всего, на начальном этапе исследований, были всесторонне проанализированы причины, включая технические, технологические, логистические и рыночные, лежащие в основе экономического отказа как российских, так и зарубежных пользователей от ведения этого промысла. Приведем лишь некоторые:

  • Промысел в удаленных районах мирового океана является наиболее сложным.
  • Он вдвойне сложен в открытых районах мирового рыболовства, вследствие отсутствия системных научных данных о состоянии запаса.
  • Рассматриваемый промысел втройне сложен, принимая во внимание огромную его акватория охватывающую около 5000 морских миль вдали от побережья.

stavrida_rajony.png

  • Дополнительную сложность создавали особенности самого объекта промысла, к которым относится высокая скорость перемещения, сезонные и суточные миграции объекта промысла.
  • В тоже время ставрида относится к  дешевым пелагическим видам рыб. В период начала исследований стоимость мороженной неразделанной ставриды была ниже 390 дол./тонну, что делало задачу обеспечения высокой эффективности промысла весьма сложной.
  • В этих условиях вполне понятно, что не случайно промысел ставриды флотом СССР был дотационным. Работала экспедиция, состоящая из десятков судов. И с тех пор существовало твердое убеждение, что в этих районах возможна работа только в составе экспедиции, что делало невозможным реализацию проекта с одним или несколькими судами.
  • Кроме того, практика показала, что один из казалось бы, очевидных выходов по повышению эффективности промысла для удельно дешевых объектов рыболовства открытого океана, связанный с простым существенным увеличением мощности и размерений судов, не приемлем для международного сообщества.
    Риски, связанные с протестным сопротивлением, прежде всего со стороны прибрежных стран, введения в эксплуатацию все возрастающих в размерениях, огромных рыболовных судов, делало невозможным реализацию таких проектов прежде всего из-за невозможности участия в финансировании первоклассных банков, которые эти риски оценивали как неприемлемые.
  • Обвал вылова, который случился в 1996г. при облове ставриды исключительно в ИЭЗ, без выхода в открытое море, в громадную зону обитания чилийской ставриды, формировало дополнительную обоснованную осторожность.

Однако, проанализировав эти и другие причины крайне подробно, именно в таких непростых условиях мы приняли решение о начале финансирования предпроектных исследований. В очередной раз не обращая внимания на сомнения зарубежных специалистов, выразившегося в емкой фразе: «Никто этого не делает, почему Вы думаете, что у Вас получится?», которую в той или иной интерпретации, мы слышали многократно в процессе работы по этому проекту.

Достаточно надежная информация по реальному промыслу в целом была отрывочной, более или менее надежные данные были только из Чили. И эта информация была настораживающей. После обвала в 1996г. Чили в последующие несколько лет выполнило пять экспедиций в открытое море и ни разу не обнаружило не только рыбы промысловых размеров, но даже молоди.

Работа китайского флота, который начал промысел в марте 2001г., и за которым мы внимательно следили, не могла нас не только вдохновить, ни даже хоть сколько-то обнадежить, поскольку среднесуточный вылов был катастрофически мал.

Большие надежды на высокий вылов, связанные с приходом на промысел в 2003г. нескольких современных 105метровых судов типа «Сотрудничество», которые показывали прекрасный результат на промысле минтая на Дальнем востоке, рухнули – суда показали очень невысокий вылов.

После этого у специалистов в мире не осталось сомнений, что на этом промысле невозможно обеспечить высокую экономическую эффективность.

В этих условиях наша компания была единственной, кто по иному оценивал перспективу этого промысла.

Решающее значение для нас имело  два обстоятельства. Прежде всего -  это прямая информация из района промысла, которую мы получали непосредственно с судов.

В этом отношении для нас была крайне важна напрямую полученная информация, когда по просьбе китайских судовладельцев, работающих в ЮВТО, которые столкнулись с проблемой выливки ставриды из кутца (это связано с особенностью именно ставриды),  на их судно, работающее в ЮВТО, мы направляли своего старшего помощника, который работал в ЮВТО и ЮЗТО в советский период.

Помимо этого, мы получили также прямую информацию, что называется «из первых уст» от капитанов, работающих на судах типа «Сотрудничество» в ЮВТО, штаты которых формировались во Владивостоке.

И эта прямая информация из района промысла, в обоих случаях была весьма позитивна, объясняющая реально низкую эффективность промысла.

Другим положительным фактором, фактически подтверждающим прямую информацию получаемую из района промысла, явились результаты экспедиции АтлантНИРО  2002-2003г. Экспедиция показала, что сырьевые ресурсы ставриды сопоставимы по масштабам с эксплуатировавшийся в период нашего активного промысла в 1979-1991 гг. Крайне важно, что экспедиция также подтвердила нахождение молоди ставриды в ЮЗТО.  Заметим, что с позиции уровня сегодняшних знаний, результаты этой экспедиции не столь однозначны. Они и тогда не совпадали с исследованиями чилийцев, которые с 2002г. начали вести регулярные исследования за пределами своей экономической зоны, но в любом случае наша экспедиция подтвердила активный выход ставриды (пусть даже мелкой) в открытый океан.

Выполненные затем в течение двух лет исследования возможности экономически эффективного промысла ставриды со всей очевидностью это подтвердили. Однако при условии использования не только самых современных технических решений и технологий, существующих на тот момент времени, но и решений, которые существовали тогда только лишь как перспективные разработки ведущих мировых производителей оборудования и на практике еще не использовались. Использование таких технических решений позволяло поднять на новый уровень объемы вылова и аккумулирования сырца, непрерывного производства продукции и обеспечения высокого темпа перегруза продукции в море.

Как результат длительной работы с ведущими мировыми проектантами  и производителями оборудования,  новые решения и новые технологии были реализованы в техническом проекте траулеров-заводов нового типа, которые являлись самыми высокопроизводительными траулерами мирового флота (при существенно меньших размерениях, чем существующие супертраулеры ЕС), которые были способны ловить и перерабатывать в несколько раз больше супертраулеров ЕС.

stavrida_11.png

stavrida_12.png

Как часто в то время мы слышали от наших партнеров по проектированию: «Это невозможно!», но через месяцы нашей кропотливой работы, то над чем мы работали становилось реальностью. Фактически проект судна был полигоном новых подходов в проектировании, новых технологий и новых решений, которые не использовались еще тогда в мире.

По сути, нами была предложена и реализована новая концепция к проектированию самых производительных траулеров-заводов будущего мирового флота, которая несмотря на их гигантскую производительность, позволяла бы им являться образцом самого бережного отношения к биоресурсам. Это своеобразный эталон супертраулеров будущего.

risunok.png

Но помимо этого, это универсальные суда, поскольку кроме скоростных пелагических объектов промысла была предусмотрена высокоэффективная работа на антарктическом криле, причем без дооборудования и даже захода в порт – это также считалось невозможным, поскольку ставрида и криль предъявляли абсолютно противоположные требования к судну, в целом ряде комплексов (пропульсивный, промысловый и др). К этой стороне вопроса, западные проектанты и специалисты также относились весьма скептически. Однако, существенное падение запасов ставриды, наблюдаемое с 2009г., но главное - не справедливое регулирование промысла ставриды, фактически лишившее Россию квот ставриды, и возможность в этом случае эффективно работать на промысле криля доказывает нашу правоту.

Супертраулеры на базе этого проекта, будучи построенными, на длительное время за счет своей высокой эффективности и конкурентоспособности могли бы обеспечить рыбопромысловому флоту под российским флагом лидерство в мировом рыболовстве и как следствие - существенные преимущества в закреплении за нашей страной биоресурсов открытого океана.

Не удивительно, что проект успешно прошел международный аудит, экспертизу и был принят к финансированию      первоклассными    зарубежными    банками.    Подписанные   судостроительные

risunok_1.png

контракты не были реализованы по единственной причине – мягко говоря, совершенно безразличного отношения нашего головного ведомства Росрыболовства, которое организационно не поддержало проект на прямой встрече с зарубежным финансирующим банком, несмотря на то, что ранее своим письмом информировало банк о поддержке проекта. На встрече руководитель Росрыболовства предложил западному банку выдать кредит другому, близкому ему российскому заемщику, на чем естественно все и закончилось.

Что же касается наших компетенций, то подчеркнем то обстоятельство, что история подтвердила нашу правоту, наши оценки и наши прогнозы. Выделим несколько событий, связанных с развитием ситуации вокруг нашего проекта и промысла ставриды.

В начале 2005г., еще до подписания судостроительных контрактов, бизнес план проекта, выполненный одной из аудиторских компаний «большой четверки», был направлен нашими аудиторами, которым было поручено организовать финансирования с привлечением заинтересованных инвесторов, среди других банков - в ABN AMRO банк, Амстердам (Голландия). Спустя два месяца, мы получили из банка предложение о привлечении контролирующего стратегического голландского инвестора, от которого мы отказались, полагаясь на свои преимущества.

И уже в конце 2005г. но полноценно в 2006г. одна из ведущих мировых компаний, занимающаяся пелагическим промыслом, голландская Parlevliet & Van der Plas BV отправило один из своих супертраулеров в район ЮВТО на промысел ставриды в качестве экспериментально-разведывательного рейса.

За восемь месяцев в условиях автономного промысла супертраулер «Мааrtje Тheadora» произвел 61 873тонн мороженной ставриды на сумму ок. 35 млн.дол.США.

Так на практике была доказано то, что мы доказывали своим проектом - возможность высокоэффективной автономной работы единичных судов в открытых районах мирового океана.

А уже на следующий 2007год в район ЮВТО были направлены ВСЕ самые крупные и производительные траулеры мирового пелагического флота. На практике доказав правильность основных решений и прогнозов, которые были основой и проекта (высокие перспективы этого промысла и возможность обеспечения больших суточных выловов) и которые были положены в основу нашего технического проекта - решений, направленных на увеличение суточного вылова, крайнюю важность аккумулирования сырца для сглаживания неравномерности вылова, необходимость обеспечения высокого темпа перегруза продукции в море и др.

Весь период лова ставриды в 2007 году (за исключением последнего месяца) средний уровень вылова голладскими траулерами был настолько высоким, что производственные возможности траулеров ограничивались исключительно двумя причинами – технической возможностью по обработке улова и отвлечением судна от промысловых операций (прежде всего, на отгрузку продукции). Так были подтверждены основные технические решения, принятые в нашем проекте.

То, что пришедшие на ставриду новые игроки в виде стран ЕС, наглядно показали, как нужно бороться за "кусок рыбного пирога" открытого океана, это уже другая история (см. подробнее), к сожалению, крайне негативная для нашей страны.

Это важно

Разработан базовый проект траулера-процессора для промысла минтая, существенно превосходящий по производственным показателям, общепроектным характеристикам и мореходным качествам наиболее современные российские и американские минтаевые траулеры-процессоры значительно больших размерений. Проект укомплектован полным комплектом основного оборудования.

 

Разработаны базовые проекты инновационных, наиболее конкурентоспособных судов-краболовов, в соответствии с требования к объектам инвестиций, укомплектованных основным оборудованием из дружественных стран.

 

Отечественное кораблестроение обязано вернуть те преимущества, которым обладало в СССР

 

Почему отечественный рыболовный флот остро нуждается в обновлении

 

К вопросу обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях

 

Мы готовы строить суда на дальневосточных верфях

 

Почему на Дальнем Востоке массово не строятся корабли

 

Крупный бизнес обводит главу государства вокруг пальца

 

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены?

 

Судостроению быть

 

 

Новости:
Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: