Чилийская ставрида. Наши компетенции
Чилийская ставрида
Специалисты компании начали предпроектные исследования и аккумулирование компетенций, связанных с ресурсами чилийской (перуанской) ставриды районов ЮВТО и ЮЗТО (районы 81 и 87 по классификации ФАО) в начале 2000г.
Но лишь после отмены аукционного распределения квот в ИЭЗ РФ, акционеры, имея опыт проектирования самых производительных траулеров-заводов для добычи минтая, на практике видя преимущества наших специалистов над зарубежными специалистами соответствующих профилей, включая ведущих зарубежных проектантов, начали серьезное рассмотрение других доступных и массовых объектов промысла мирового океана с целью определения возможности ведения экономически эффективного промысла.
Тогда же началось формирование и группы этого проекта, в которой, в разные периоды времени, работало до 60 специалистов.
Ставрида была потенциально интересна тем, что ее ресурсы были достаточно хорошо изучены как советской наукой, так и нашими рыбаками, которые работали в этих районах в 80-х-начале 90-годов. Перспектива подтверждались глубоким анализом промысловых данных прибрежных стран, ведущими промысел. А также данными ФАО.
То обстоятельство, что это были свободные районы мирового рыболовства, не ограниченные никакими соглашениями, создавало дополнительные перспективы для нашей компании, поскольку отсутствовали ограничения квот, а в случае их введения Россия должна была иметь существенные исторические преимущества при разделе этого «рыбного пирога», поскольку именно нашей стране принадлежит приоритет открытия, научного изучения и длительного промышленного освоения этих биоресурсов. Это все то, что всегда по международному праву ложится в основу Международных конвенций.
Как известно, правовой режим открытого моря в отличие от других видов морских пространств регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего, положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Конвенции об открытом море 1958 г. (которая в частности включает принцип свободы рыболовства).
Прежде всего, на начальном этапе исследований, были всесторонне проанализированы причины, включая технические, технологические, логистические и рыночные, лежащие в основе экономического отказа как российских, так и зарубежных пользователей от ведения этого промысла. Приведем лишь некоторые:
- Промысел в удаленных районах мирового океана является наиболее сложным.
- Он вдвойне сложен в открытых районах мирового рыболовства, вследствие отсутствия системных научных данных о состоянии запаса.
- Рассматриваемый промысел втройне сложен, принимая во внимание огромную его акватория охватывающую около 5000 морских миль вдали от побережья.
- Дополнительную сложность создавали особенности самого объекта промысла, к которым относится высокая скорость перемещения, сезонные и суточные миграции объекта промысла.
- В тоже время ставрида относится к дешевым пелагическим видам рыб. В период начала исследований стоимость мороженной неразделанной ставриды была ниже 390 дол./тонну, что делало задачу обеспечения высокой эффективности промысла весьма сложной.
- В этих условиях вполне понятно, что не случайно промысел ставриды флотом СССР был дотационным. Работала экспедиция, состоящая из десятков судов. И с тех пор существовало твердое убеждение, что в этих районах возможна работа только в составе экспедиции, что делало невозможным реализацию проекта с одним или несколькими судами.
- Кроме того, практика показала, что один из казалось бы, очевидных выходов по повышению эффективности промысла для удельно дешевых объектов рыболовства открытого океана, связанный с простым существенным увеличением мощности и размерений судов, не приемлем для международного сообщества.
Риски, связанные с протестным сопротивлением, прежде всего со стороны прибрежных стран, введения в эксплуатацию все возрастающих в размерениях, огромных рыболовных судов, делало невозможным реализацию таких проектов прежде всего из-за невозможности участия в финансировании первоклассных банков, которые эти риски оценивали как неприемлемые.
- Обвал вылова, который случился в 1996г. при облове ставриды исключительно в ИЭЗ, без выхода в открытое море, в громадную зону обитания чилийской ставриды, формировало дополнительную обоснованную осторожность.
Однако, проанализировав эти и другие причины крайне подробно, именно в таких непростых условиях мы приняли решение о начале финансирования предпроектных исследований. В очередной раз не обращая внимания на сомнения зарубежных специалистов, выразившегося в емкой фразе: «Никто этого не делает, почему Вы думаете, что у Вас получится?», которую в той или иной интерпретации, мы слышали многократно в процессе работы по этому проекту.
Достаточно надежная информация по реальному промыслу в целом была отрывочной, более или менее надежные данные были только из Чили. И эта информация была настораживающей. После обвала в 1996г. Чили в последующие несколько лет выполнило пять экспедиций в открытое море и ни разу не обнаружило не только рыбы промысловых размеров, но даже молоди.
Работа китайского флота, который начал промысел в марте 2001г., и за которым мы внимательно следили, не могла нас не только вдохновить, ни даже хоть сколько-то обнадежить, поскольку среднесуточный вылов был катастрофически мал.
Большие надежды на высокий вылов, связанные с приходом на промысел в 2003г. нескольких современных 105метровых судов типа «Сотрудничество», которые показывали прекрасный результат на промысле минтая на Дальнем востоке, рухнули – суда показали очень невысокий вылов.
После этого у специалистов в мире не осталось сомнений, что на этом промысле невозможно обеспечить высокую экономическую эффективность.
В этих условиях наша компания была единственной, кто по иному оценивал перспективу этого промысла.
Решающее значение для нас имело два обстоятельства. Прежде всего - это прямая информация из района промысла, которую мы получали непосредственно с судов.
В этом отношении для нас была крайне важна напрямую полученная информация, когда по просьбе китайских судовладельцев, работающих в ЮВТО, которые столкнулись с проблемой выливки ставриды из кутца (это связано с особенностью именно ставриды), на их судно, работающее в ЮВТО, мы направляли своего старшего помощника, который работал в ЮВТО и ЮЗТО в советский период.
Помимо этого, мы получили также прямую информацию, что называется «из первых уст» от капитанов, работающих на судах типа «Сотрудничество» в ЮВТО, штаты которых формировались во Владивостоке.
И эта прямая информация из района промысла, в обоих случаях была весьма позитивна, объясняющая реально низкую эффективность промысла.
Другим положительным фактором, фактически подтверждающим прямую информацию получаемую из района промысла, явились результаты экспедиции АтлантНИРО 2002-2003г. Экспедиция показала, что сырьевые ресурсы ставриды сопоставимы по масштабам с эксплуатировавшийся в период нашего активного промысла в 1979-1991 гг. Крайне важно, что экспедиция также подтвердила нахождение молоди ставриды в ЮЗТО. Заметим, что с позиции уровня сегодняшних знаний, результаты этой экспедиции не столь однозначны. Они и тогда не совпадали с исследованиями чилийцев, которые с 2002г. начали вести регулярные исследования за пределами своей экономической зоны, но в любом случае наша экспедиция подтвердила активный выход ставриды (пусть даже мелкой) в открытый океан.
Выполненные затем в течение двух лет исследования возможности экономически эффективного промысла ставриды со всей очевидностью это подтвердили. Однако при условии использования не только самых современных технических решений и технологий, существующих на тот момент времени, но и решений, которые существовали тогда только лишь как перспективные разработки ведущих мировых производителей оборудования и на практике еще не использовались. Использование таких технических решений позволяло поднять на новый уровень объемы вылова и аккумулирования сырца, непрерывного производства продукции и обеспечения высокого темпа перегруза продукции в море.
Как результат длительной работы с ведущими мировыми проектантами и производителями оборудования, новые решения и новые технологии были реализованы в техническом проекте траулеров-заводов нового типа, которые являлись самыми высокопроизводительными траулерами мирового флота (при существенно меньших размерениях, чем существующие супертраулеры ЕС), которые были способны ловить и перерабатывать в несколько раз больше супертраулеров ЕС.
Как часто в то время мы слышали от наших партнеров по проектированию: «Это невозможно!», но через месяцы нашей кропотливой работы, то над чем мы работали становилось реальностью. Фактически проект судна был полигоном новых подходов в проектировании, новых технологий и новых решений, которые не использовались еще тогда в мире.
По сути, нами была предложена и реализована новая концепция к проектированию самых производительных траулеров-заводов будущего мирового флота, которая несмотря на их гигантскую производительность, позволяла бы им являться образцом самого бережного отношения к биоресурсам. Это своеобразный эталон супертраулеров будущего.
Но помимо этого, это универсальные суда, поскольку кроме скоростных пелагических объектов промысла была предусмотрена высокоэффективная работа на антарктическом криле, причем без дооборудования и даже захода в порт – это также считалось невозможным, поскольку ставрида и криль предъявляли абсолютно противоположные требования к судну, в целом ряде комплексов (пропульсивный, промысловый и др). К этой стороне вопроса, западные проектанты и специалисты также относились весьма скептически. Однако, существенное падение запасов ставриды, наблюдаемое с 2009г., но главное - не справедливое регулирование промысла ставриды, фактически лишившее Россию квот ставриды, и возможность в этом случае эффективно работать на промысле криля доказывает нашу правоту.
Супертраулеры на базе этого проекта, будучи построенными, на длительное время за счет своей высокой эффективности и конкурентоспособности могли бы обеспечить рыбопромысловому флоту под российским флагом лидерство в мировом рыболовстве и как следствие - существенные преимущества в закреплении за нашей страной биоресурсов открытого океана. |
Не удивительно, что проект успешно прошел международный аудит, экспертизу и был принят к финансированию первоклассными зарубежными банками. Подписанные судостроительные
контракты не были реализованы по единственной причине – мягко говоря, совершенно безразличного отношения нашего головного ведомства Росрыболовства, которое организационно не поддержало проект на прямой встрече с зарубежным финансирующим банком, несмотря на то, что ранее своим письмом информировало банк о поддержке проекта. На встрече руководитель Росрыболовства предложил западному банку выдать кредит другому, близкому ему российскому заемщику, на чем естественно все и закончилось.
Что же касается наших компетенций, то подчеркнем то обстоятельство, что история подтвердила нашу правоту, наши оценки и наши прогнозы. Выделим несколько событий, связанных с развитием ситуации вокруг нашего проекта и промысла ставриды.
В начале 2005г., еще до подписания судостроительных контрактов, бизнес план проекта, выполненный одной из аудиторских компаний «большой четверки», был направлен нашими аудиторами, которым было поручено организовать финансирования с привлечением заинтересованных инвесторов, среди других банков - в ABN AMRO банк, Амстердам (Голландия). Спустя два месяца, мы получили из банка предложение о привлечении контролирующего стратегического голландского инвестора, от которого мы отказались, полагаясь на свои преимущества.
И уже в конце 2005г. но полноценно в 2006г. одна из ведущих мировых компаний, занимающаяся пелагическим промыслом, голландская Parlevliet & Van der Plas BV отправило один из своих супертраулеров в район ЮВТО на промысел ставриды в качестве экспериментально-разведывательного рейса.
За восемь месяцев в условиях автономного промысла супертраулер «Мааrtje Тheadora» произвел 61 873тонн мороженной ставриды на сумму ок. 35 млн.дол.США.
Так на практике была доказано то, что мы доказывали своим проектом - возможность высокоэффективной автономной работы единичных судов в открытых районах мирового океана.
А уже на следующий 2007год в район ЮВТО были направлены ВСЕ самые крупные и производительные траулеры мирового пелагического флота. На практике доказав правильность основных решений и прогнозов, которые были основой и проекта (высокие перспективы этого промысла и возможность обеспечения больших суточных выловов) и которые были положены в основу нашего технического проекта - решений, направленных на увеличение суточного вылова, крайнюю важность аккумулирования сырца для сглаживания неравномерности вылова, необходимость обеспечения высокого темпа перегруза продукции в море и др.
Весь период лова ставриды в 2007 году (за исключением последнего месяца) средний уровень вылова голладскими траулерами был настолько высоким, что производственные возможности траулеров ограничивались исключительно двумя причинами – технической возможностью по обработке улова и отвлечением судна от промысловых операций (прежде всего, на отгрузку продукции). Так были подтверждены основные технические решения, принятые в нашем проекте.
То, что пришедшие на ставриду новые игроки в виде стран ЕС, наглядно показали, как нужно бороться за "кусок рыбного пирога" открытого океана, это уже другая история (см. подробнее), к сожалению, крайне негативная для нашей страны.