Краболов проекта МТ1111 (две модификации, выполненные в одном корпусе) длиной 52,2 м
Анализ особенностей промысла краба на Дальневосточном бассейне, выполненный на основании накопленного нашими сотрудниками опыта на протяжении более 50 лет, показал, что проекты краболовов, которые в настоящее время предлагают ведущие европейские проектанты, предназначены и оптимизированы прежде всего для промысла на Северном бассейне. Их использование на Дальневосточном бассейне даже после необходимых корректировок не позволяет обеспечить оптимальные параметры и необходимую экономическую эффективность и тем более, обеспечить эффективное их использование для поставки живого краба, ставшего таким популярным в Корее и Китае.
При разработке проекта мы руководствовались особенностями добычи краба именно на Дальневосточном бассейне, которая существенно отличается от промысла в Баренцовом море - различные по протяженности районы промысла, существенно разная плотность скопления краба, существенно различный видовой состав, различные типы используемых ловушек, различия в размерном ряде добываемого краба, недельном вылове, отличающимся в несколько раз, существенно различный вид выпускаемой продукции.
Итогом нашей работы в сотрудничестве с известной норвежской компанией стал проект краболова длиной 52,2м, разработанный в одном корпусе в двух вариантах комплектования судна – для добычи и перевозки живого краба, а также краболова-морозильщика. Оба проекта имеют класс Российского Морского Регистра Судоходства.
Отличительные особенности обоих проектов
- Превосходные мореходные качества, ходкость и управляемость (достигнутые результаты на практике*).
- Корпус судна и устройства (успокоители качки) оптимизированы для уменьшения амплитуд и ускорений при движении на волнении (достигнутые результаты на практике).**
- Улучшенные общепроектные характеристики (достигнутый результат на практике).
- Высокая топливная энергоэффективность, существенное снижение расхода топлива и уменьшение объемов выбросов выхлопных газов (достигнутый результат на практике).
- Пониженный уровень вибрации и шума (достигнутый результат на практике).
- Высокий уровень безопасности и комфортные условия для экипажа (достигнутый результат на практике).
Примечания:
* Указанные здесь и далее параметры и характеристики достигнуты на сданных в эксплуатацию в 2019г. ярусоловах, построенных в этом же корпусе.
** Выделенные жирным шрифтом особенности влияют на сохранность живого краба.
1. Проект краболова, предназначенный для добычи и транспортировки живого краба в танках RSW
Особенностями проекта для добычи и транспортировки живого краба, является его высочайшая экономическая эффективность, основой которой являются уникальные общепроектные характеристики (объем охлаждаемых танков RSW для размещения 200 т живого краба превышает 670 куб.м) и использование самых современных, существующих на мировом рынке технических решений.
В качестве примера можно привести высочайший уровень топливной энергоэффективности, превышающий известные аналоги в несколько раз.
Ряд технических решений и новых технологий, был разработан специально для проекта МТ1111. Среди них следует выделить уникальную систему водоподготовки в танках RSW, специально разработанную для нашего проекта и гарантирующую существенное увеличение сроков сохранности живого краба как при низкой плотности посадки краба (100-130 кг/м3), так и при увеличении плотности посадки краба до 250-350кг/м3 с уровнем отходов менее 2%. Предлагаемая система позволяет в режиме циркуляции гарантированно обеспечить сохранность перевозки до 200 тонн живого краба в течении до 6 недель. Это достигается за счет ряда новых технических решений и систем автоматизированного контроля качества воды по целому ряду параметров в каждом танке RSW и возможностью их корректировки.
Разработанный проект по основным характеристикам существенно превышает характеристики вновь строящихся на отечественных верфях краболовов.
2. Проект краболова-процессора, предназначенный для добычи краба, его последующей разделки, заморозки и хранения замороженных конечностей
Другой особенностью является то, что технологический комплекс, который обеспечивает сортировку, разделку, заморозку конечностей, упаковку и хранение замороженной продукции, предполагает оборудование двумя линиями для заморозки крабовых конечностей: в рассоле (американский рынок) общей производительностью не менее 25 тонн в сутки блоками размером 590 х 450 х 196 мм массой ок 20 кг и заморозку до минус 30 °С в воздушно-приточных морозилках (японский рынок) общей производительностью не менее 15 тонн в сутки в ящиках блоками размером 600 х 345 х 140 мм массой 10-12 кг, уложенных в картонные ящики с внешними размерами 665 х 360 х 155 мм. Температура хранения мороженой продукции – до минус 30 °С.
Ниже приведено сравнение характеристик спроектированного судна с перспективным проектом краболова-процессора. Как не трудно видеть при существенно меньших размерениях (один метр длины дает около 60 куб.м дополнительного объема помещений) спроектированное судно имеет существенно лучшие характеристики.
Вполне было бы понятно и обосновано, что предлагаемые нами современные, высокотехнологичные краболовы, укомплектованные современным оборудованием от ведущих европейских производителей, с новыми, специально разработанными технологиями, обладающий столь существенными производственными преимуществами был бы существенно дороже в постройке.
Однако в том и заключается наше «ноу-хау» в области судостроения, что и в случае с этим проектом, мы делаем потенциальным заказчикам уникальное предложение по стоимости их постройки - около 950 млн.руб. с учетом дальневосточной субсидии, таким образом делая предлагаемый краболов многократно выше конкурентов по экономической эффективности, включая сроки окупаемости (подробнее об этом в разделе Предложений на постройку краболова для перевозки живого краба и краболова-процессора).