Надзор за строительством судов
Надзор за строительством судна, организация его приемки и оформления в собственность.
Формирование группы наблюдения.
Официальным органом технического надзора и классификации гражданских судов являются классификационные общества. Классификационное общество устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания судов в соответствии с их назначением и на основании издаваемых этим обществом правил классификации и постройки морских судов.
В части надзорной деятельности классификационное общество осуществляет проверку и одобрение проектно-конструкторской документации, а также проводит контроль и тестирование материалов и оборудования. Обязанность сюрвейера классификационного общества состоит в том, чтобы убедиться, что правила, установленные его обществом для строительства судов, не нарушаются.
Многие части проектно-конструкторской документации, а также материалы и оборудование, не попадают под надзор классификационного общества, особенно это относится к судам флота рыбной промышленности.
Именно поэтому необходимо, чтобы со стороны судовладельца-заказчика во все время строительства судна, все рабочее проектирование, все материалы и качество работ, подвергались бы тщательной инспекции, проверке, тестированию и приемке, с тем, чтобы любой дефект мог быть обнаружен и устранен.
Для контроля за качеством и сроками постройки судов, соблюдения требований судовладельца-заказчика, оперативного согласования технической документации, решения от лица судовладельца-заказчика вопросов, возникающих в процессе проектирования, строительства, испытаний и сдачи судов, заказчик создает на верфи-строителе группу наблюдения. При этом объем основных задач, выполняемых группой наблюдения, может уточняться судовладельцем-заказчиком в каждом конкретном случае при заключении судостроительного контракта.
В своей деятельности группа наблюдения руководствуется контрактом на поставку судна, согласованным техническим проектом и рабочей документацией на строительство судна, правилами классификационных обществ, под надзором которых строится судно, действующими правилами по технике безопасности, охране труда и санитарному контролю, другими нормативно - техническими документами и указаниями судовладельца-заказчика.
В зависимости от обстоятельств, судовладелец-заказчик может на договорной основе поручить выполнение функций надзора за строительством своих судов специалистам иных организаций с наделением их соответствующими полномочиями.
Основные задачи группы наблюдения судовладельца
- Наблюдение за постройкой судна на верфи-строителе с целью контроля за соответствием строящегося судна техническим условиям судостроительного контракта и правилам классификационного общества, принятие соответствующих мер, обеспечивающих поставку судна в контрактные сроки.
- Решение на месте технических вопросов в пределах условий судостроительного контракта, рассмотрение и утверждение рабочих чертежей верфи-строителя, согласование извещений судовладельцу-заказчику на согласие корректировки рабочей документации, выходящей за рамки требований судостроительного контракта.
- Контроль за качеством применяемых при постройке судов материалов, полуфабрикатов, оборудования, изделий и т. п. на верфи-строителе, а также в необходимых случаях - участие в испытании материалов и оборудования на предприятиях субпоставщиков.
- Непосредственное участие в испытаниях на верфи-строителе отдельных механизмов и судна в целом с целью проверки соответствия применяемых материалов и оборудования техническим условиям контракта и технического проекта, а также нормам и правилам классификационного общества.
- Приемки выполненных верфью-строителем работ по узлам, механизмам, устройствам и оборудованию судна по согласованному с верфью-строителем графику, после принятия работ отделом технического контроля верфи-строителя.
- Участие в стендовых испытаниях судовых механизмов, швартовых и ходовых испытаниях судна.
- Осмотр механизмов после проведения испытаний и составление, совместно с верфью-строителем, протокола испытаний с указанием результатов испытаний и дефектов, выявленных во время испытаний.
- Проверка механизмов после устранения верфью-строителем дефектов, в необходимых случаях проведение повторных испытаний.
- При обнаружении в процессе постройки судна дефектов или несоответствия техническим условиям судостроительного контракта или правилам классификационного общества, принятие надлежащих мер к немедленному их устранению.
- В случае отказа верфи-строителя устранить обнаруженные дефекты или другие нарушения, составление актов разногласий и передача их, в соответствии с условиями судостроительного контракта, на решение классификационного общества.
- Периодическая проверка условий хранения судового снабжения, ЗИПа и их соответствия проектным ведомостям, а также проверка условий хранения материалов и комплектующих изделий, предназначенных для установки на судах, на складах верфи-строителя и на судне до сдачи его судовладельцу-заказчику.
- До начала приемо-сдаточных испытаний судна проверка получения верфью -строителем сертификатов и другой документации классификационного общества, предусмотренной контрактом.
- Рассмотрение и согласование программ приемо-сдаточных испытаний судна, участие в приемо-сдаточных испытаниях судна в составе приемных комиссий судовладельца-заказчика.
- Выборочная проверка качества и комплектности выдаваемой на суда эксплуатационной документации и соответствия ее фактическому исполнению на судах.
- Подписание актов готовности платежных этапов постройки судна после проверки соответствия их фактическому состоянию дел.
- Ведение построечного журнала в течение всего периода постройки судна до момента подписания приемо-сдаточного акта.
- Составление и направление судовладельцу-заказчику информации о ходе строительства судна, качестве его изготовления с указанием вопросов, требующих неотложного решения.
- Участие в совещаниях и других мероприятиях, связанных с постройкой судов, организуемых как судовладельцем-заказчиком, так и верфью-строителем.
Организация приемки судна и его оформление в собственность
Судовой экипаж
В целях своевременной и качественной приемки судна судовладельцем и его перегона командный состав направляется на построенное судно с расчетом прибытия на верфь-строитель за 25-30 дней до начала ходовых испытаний судна обычно в следующем составе: капитан, главный механик, электромеханик, технолог-механик, рефрижераторный механик.
Весь остальной командный состав, необходимый для перегона судна, прибывает на верфь постройки за 7-10 дней до сдачи судна, по вызову капитана судна подтвержденному группой наблюдения судовладельца на верфи-строителе.
Выезд судовой команды в составе одной машинной вахты осуществляется за 5-7 дней до начала ходовых испытаний судна, остальная судовая команда направляется с расчетом прибытия на верфь-строитель за 5 дней до сдачи судна.
Определение количества команды одной машинной вахты производится капитаном судна. Вызов одной машинной вахты и всей остальной судовой команды производится капитаном судна по согласованию с группой наблюдения судовладельца на верфи-строителе.
Комиссия по приемке судов
Комиссии по приемке судов назначаются судовладельцем. В состав комиссий включаются специалисты организации - судовладельца, групп по наблюдению за строительством, командный состав судна.
На приемную комиссию возлагаются следующие обязанности:
- проверка и изучение документов с результатами стендовых, пусконаладочных и других заводских испытаний всех технических средств и оборудования судна, испытаний и приемок корпусных конструкций и корпуса в целом, механизмов, трубопроводов, систем, устройств, промыслового, технологического, рефрижераторного и другого оборудования;
- проверка готовности судна к швартовным и ходовым испытаниям в соответствии с утвержденной программой;
- контроль за качеством монтажа механизмов, систем, оборудования и устройств на судне;
- непосредственное участие в проведении всех испытаний с целью контроля за выполнением программных режимов испытаний механизмов, устройств и оборудования; правильным ведением замеров и записей результатов в процессе испытаний сдаточной командой и составом испытательной партии; подписание протоколов;
- проверка удобства обслуживания механизмов, трубопроводов, систем, промысловых схем, технологических линий и рефрижераторного оборудования, устройств и клапанов во время их действия, возможности легкого доступа к ним как в эксплуатации, так и при производстве ремонтных работ в условиях моря силами экипажа или ремонтных бригад на промысле;
- проверка наличия рымов и скоб для подвески подъемных приспособлений при разборке и сборке узлов при ремонте, а также выгрузке с судов и погрузке на них отдельных механизмов и возможности транспортировки оборудования для агрегатного ремонта и в судовую мастерскую;
- проверка выполнения требований по охране труда, технике безопасности и промсанитарии (установка ограждений, обеспечение нормальной вентиляции, температуры, шумности, освещенности и т.п.), в цехах, где установлено производственное и технологическое оборудование, а также в других служебных и жилых помещениях судна;
- проверка планировки и оборудования жилых помещений, условий обитаемости экипажа судна и производственного персонала;
- контроль за выполнением работ по устранению замечаний приемной комиссии;
- проверка и обсуждение результатов испытаний и составление выводов по ним;
- проверка заполнения формуляров, составления качественной отчетной документации, инструкций по эксплуатации, наличия паспортов и др.;
- составление протоколов и актов в процессе приемки;
- составление перечня замечаний по результатам швартовных и ходовых испытаний и передача их верфи-строителю для рассмотрения и исполнения;
- принятие решения о приемке судна при соответствующем качестве постройки и обеспечении надежности работы всех составляющих узлов, частей и оборудования.
Организация приемо-сдаточных испытаний
Для всесторонней проверки соответствия построенного судна техническому проекту проводят его испытания по специально разработанным программам. Испытания судна состоит из следующих этапов:
- подготовка к испытаниям;
- швартовные испытания;
- ходовые испытания; ревизия;
- контрольный выход в море (при необходимости);
- промысловые испытания (при необходимости).
Объем, порядок и организация проведения приемо-сдаточных испытаний судна определяется условиями контракта на его поставку и согласованной между Поставщиком и Заказчиком программой приемо-сдаточных испытаний.
К участию в проведении испытаний могут при необходимости привлекаться эксперты специализированных организаций.
Подготовка к испытаниям
До начала швартовных испытаний верфь-строитель судна представляет приемной комиссии:
- официальное уведомление верфи-строителя о предъявлении судна к швартовным испытаниям, о назначении ответственного сдатчика и сдаточной команды;
- утвержденную программу швартовных испытаний;
- план-график проведения швартовных испытаний;
- всю техническую документацию, подлежащую предъявлению приемной комиссии согласно программе и необходимую для проведения швартовных испытаний;
- перечень отступлений от технического проекта, согласованный с группой наблюдения судовладельца;
- перечень основных отступлений от рабочего проекта, допущенных в процессе постройки судна, с указанием, кем они санкционированы;
- ведомости ЗИП и снабжения;
- журнал удостоверений построечного периода.
Утвержденный председателем приемной комиссии план-график является документом, определяющим время фактического начала швартовных испытаний.
Если судно не готово к испытаниям к сроку, установленному планом-графиком, председатель приемной комиссии составляет акт о срыве заводом-строителем графика испытаний и уведомляет об этом судовладельца. Верфь-строитель определяет новый срок начала испытаний и в установленном порядке согласовывает новый план-график испытаний.
Готовность судна к ходовым испытаниям определяется верфью-строителем после выполнения в полном объеме программы швартовных испытаний, устранения замечаний, выявленных в процессе испытаний. Начало ходовых испытаний согласовывается с председателем приемной комиссии и представителем классификационного общества.
До начала ходовых испытаний верфь-строитель судна предъявляет приемной комиссии следующие документы в дополнение к тем, которые были предъявлены к началу швартовных испытаний:
- официальное уведомление верфи-строителя о начале ходовых испытаний;
- протоколы проведения швартовных испытаний и таблицы к ним;
- документацию по остойчивости и непотопляемости;
- перечень отчетной документации и инструкции по обслуживанию механизмов, систем и устройств;
- акт осмотра подводной части судна (в доке, на слипе или при помощи водолазов);
- утвержденную программу испытаний и план-график проведения ходовых и производственных испытаний.
Председатель и члены приемной комиссии обязаны лично проверить готовность судна к выходу на ходовые испытания.
Швартовные испытания.
На швартовных испытаниях у достроечного пирса проверяют работу механизмов, устройств и систем как в отдельности, так и во взаимодействии, с применением имитационных и инструментальных методов проверок.
Программа и методика этих испытаний в каждом конкретном случае должна согласовываться с производителем оборудования и классификационным обществом (в случае его поднадзорности). Промысловое и технологическое оборудование может испытываться на заводах-поставщиках до отправки его на верфь-строитель. После монтажа на судне это оборудование подвергается испытаниям на швартовах.
Ходовые испытания
Приемо-сдаточные ходовые испытания судна производятся с целью проверки соответствия судна условиям контракта и утвержденному техническому проекту, а именно:
- соответствия фактических показателей работы главных и вспомогательных механизмов, устройств, систем и трубопроводов, холодильного, промыслового и технологического оборудования, средств автоматики и дистанционного управления механизмами и устройствами, электрооборудования, радиооборудования и электрорадионавигационных приборов техническим условиям на поставку и утвержденному техническому проекту;
- соответствия ходовых, маневренных и мореходных качеств судна и других общесудовых показателей утвержденной документации и контрактной спецификации;
- надежности в работе всего комплекса, предусмотренного на судне оборудования, аппаратов и систем по прямому назначению в условиях плавания и эксплуатации судна в море;
- качества построечных, монтажных и отделочных работ;
- возможности проведения ремонтных работ с учетом предусмотренной проектом агрегатной замены машин и механизмов;
- соответствия ассортимента, количества и качества выпускаемой продукции контрактной спецификации и действующим стандартам;
- удобства обслуживания машин, механизмов и систем с выявлением и качественной оценкой конструктивных решений, снижающих ремонтопригодность;
- удобства планировки и размещения оборудования в жилых, служебных и прочих судовых помещениях, а также условий труда и быта экипажа в соответствии с действующими правилами техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Ревизия механизмов и контрольный выход в море
После устранения замечаний по усмотрению сюрвейера классификационного общества и судовладельца иногда проводят контрольный выход в море, затем на судно выдают комплект отчетной документации, составляют приемо-сдаточный акт и передают судно заказчику.
Ревизия судовых механизмов, систем, устройств и оборудования производится после ходовых испытаний. В процессе ревизии производится контрольное вскрытие механизмов, систем, устройств и оборудования судна и их узлов для установления их состояния и выявления возможных дефектов.
Перечень механизмов и их узлов, подлежащих контрольному вскрытию и осмотру, определяется приемной комиссией и сюрвейером классификационного общества. В перечень для ревизии должны быть включены механизмы и узлы, по которым были обнаружены дефекты в процессе испытаний, или ненормальности в работе. Необходимость ревизии включенных в перечень механизмов, систем, устройств и оборудования должна быть обоснована.
После окончания ревизии и устранения дефектов и неисправностей, если они были обнаружены при вскрытии, проводится контрольный выход судна в море. Продолжительность контрольного выхода определяется приемной комиссией и согласовывается с сюрвейером классификационного общества и верфью-строителем.
Оформление документов на приемку судна в собственность.
Окончательная приемка судна от верфи-строителя производится приемной комиссией судовладельца когда судно полностью закончено постройкой и отделкой, оборудовано и снабжено в соответствии с условиями контракта, проведены все испытания и их результаты отвечают условиям контракта, спецификациям, нормам и правилам классификационного общества, все обнаруженные приемной комиссией дефекты устранены, все сертификаты и формуляры на механизмы и устройства, свидетельства и другие документы классификационного общества, чертежи, инструкции и другая техническая документация, предусмотренная контрактом, вручены приемной комиссии.
По установлению полной готовности судна в соответствии с условиями контракта составляется приемо-сдаточный акт. Указанный акт подписывается представителями верфи-строителя и приемной комиссии.
Приемная комиссия имеет право отказаться от приемки судна в тех случаях, когда в результате приемо-сдаточных испытаний будет выявлено невыполнение верфью-строителем основных технико-эксплуатационных показателей, предусмотренных контрактом, контрактными спецификациями или дополнениями к нему.
К приемо-сдаточному акту прилагаются:
- отчетная документация верфи-строителя по приемо-сдаточным испытаниям
- ведомость принятого инвентарного имущества и инструмента;
- ведомость принятых запасных и сменных частей;
- ведомость принятой технической документации и других документов по условиям контракта;
- сертификат на право собственности на судно.
- сертификат о постройке судна
- сертификат об отсутствии долгов по судну
Промысловые испытания
В случае, если это предусмотрено контрактом, комплексные эксплуатационные испытания судна, включая испытания промысловых механизмов под нагрузкой и работу производственного комплекса, проводятся судовладельцем после подписания приемного акта в течение первого промыслового рейса, по специальной программе, разрабатываемой совместно с проектантом и включающей в себя проверку работоспособности судна по прямому назначению и соответствия фактических технико-экономических показателей промыслового и технологического оборудования проектным требованиям.
Результаты испытаний оформляются протоколом, подписываемым членами приемной комиссии, гарантийными представителями завода-строителя, и проектанта судна.