Промысел в России
Минтай, несмотря на снижение его вылова (после достижения максимального уровня во второй половине 80-х), продолжает оставаться самым значимым объектом промысла как в Дальневосточном регионе России так и всей рыбной отрасли страны - как по объему вылова, так и по общей стоимости продукции.
Рис. Вылов минтая судами под флагом РФ (СССР)
В последние годы его доля от общего вылова хотя и не значительно снизилась, но продолжает оставаться высокой - на бассейне она составляет 59 ÷ 62%, ав общем вылове в России - ок. 37% (т.е. более трети), а годовая стоимость продукции, выпущенной из него, составляет, в зависимости от складывающихся на рынке цен,1,4 ÷ 1,6 миллиарда US$.(Квота и вылов – см. подраздел «Квота и вылов минтая»). В вылове наиболее крупных рыбопромысловых компаний на бассейне доля минтая достигает 70% и более.
Именно промысел минтая обеспечивает высокий уровень экономической рентабельности подавляющего большинства Дальневосточных компаний, включая все наиболее крупные компании региона. Не смотря на то, что характерной чертой российского промысла является не эффективность его (минтая) использования и варварские по современным меркам стандарты промысла.
В настоящее время стоимость продукции из минтая, экспортируемой на внешний рынок, составляет от 1,3 до 1,5 млрд. US$(т.е. на внешний рынок направляется более 90% всей продукции из минтая, вылавливаемого в России)и эта продукция вся производится непосредственно в море. Продукции из минтая составляет ок. 40% от общей стоимости и более 50% от общего количества экспортированной из России рыбы и морепродуктов.
Та небольшая часть продукции из минтая, которая все же поставляется на внутренний рынок России, поставляется на рынок в крайне убогом виде (11-и килограммовымизамороженными блоками потрошённого минтая без головы или достаточно крупно распиленнымиблоками мороженого филе) либо импортирована(точнее реимпортирована) из Китая или Европы в дополнительно обработанном виде и в нормальной потребительской упаковке. Сложившеесясо времен СССР у российских потребителей негативное отношение к минтаю как к пищевому продукту («минтай – пища для кошек») не позволяет сколько-нибудь значительно расширить внутреннее потребление без серьезной, долговременной, целенаправленной совместной работы рыбаков (хотя они в этом совершенно не заинтересованы), обработчиков, торговых компанийи эффективной рекламной компании.В настоящее время также ущербно выглядит в России и индустрия переработки и выпуска потребительской пищевой продукции из минтая – весь этот сегмент рынке отдан зарубежным производителям – Китаю, Германии, США и др. странам. К настоящему времени даже те, немногочисленные и малой мощности, береговые предприятия по глубокой (потребительской) обработке минтая, которые создавались в начале 90-х годов, уже исчезли или исчезают с рынка.
Несомненно, что практически полная переориентация продукции из минтая с внутреннего на внешний рынок, превратила промысел минтая, в один из самых экономически эффективных и привлекательных для рыбаков в стране.
Введение с 1977 года Исключительных Экономических Зон стремительно сократило доступ к вылову минтая стран, традиционно ведущих его промысел и потребляющих его продукцию и сконцентрировало промыселвсего в двух странах – России (где промысел минтая к тому времени был уже очень активным) и США (где этот промысел начал развиваться только после введения ИЭЗ – более детально см. раздел «Промысел минтая в США»).Таким образом, начиная с конца 80-х – начала 90-х годов, произошла существенная перестройка всего рынка минтаевой продукции, когда в Японии и в Европе сохранился или сформировался устойчивый уровень потребления и высокий спрос на продукцию из минтая, в том числе специфического, обеспечивающий адекватно высокий уровень цен и устойчивое финансирование, в условиях, когда эта продукция не могла быть произведена внутри этих стран.
В этих условиях переориентации производства и поставок продукции из минтая в России с внутреннего рынка с очень ограниченным уровнем потребительских цен на производство новой продукции и ее поставки на этот внешний рынок были логичными и рациональными:промысел минтая перестал быть дотационным, которым он был в Советский период, апревратился в один из самых высоко рентабельных, доходных и очень привлекательных для рыбопромышленных компаний. Молодой промысел минтая в США (более детально см. раздел «Промысел минтая в США») в самого начала был ориентирован прежде всего на внешний, преимущественно японский, рынок.
Ястычная мороженая икра было первым по времени и первым по значимостиэкспортным продуктом, организация производства и поставок которой на специфический и сугубо монопольный японский рынок с его высоким спросом (среднее годовое потребление достигало 60 тыс. тонн) и невероятно высоким уровнем ценобеспечила не только быстрый старт и высокий уровень валютных поступлений, за счет которыхи обеспечивалиськак стремительный переход промысла минтая в России из датируемого государством в элитарный промысловый объект, так и сохранение высокой экономической эффективности минтаевого промысла и в настоящее время. Если еще в 1990 году Российские рыбаки выпустили и поставили в Японию всего чуть более 6 тыс. тонн мороженой ястычной икры на сумму ок. 50 млн. USD (ок. 83 млн.USD по ценам, приведенным к 2012 году), то уже в 1993 году в Японию было поставлено ок. 25 тыс.тонн икры на сумму ок. 300 млн.USD (ок. 460 млн.USD по ценам, приведенным к 2012 году) и доля России в Японском импорте минтаевой икры в том году уже превысила 50%. В 1995 году в России уже было выпущено ок. 40 тыс. тонн ястычной икры минтая стоимостью ок. 435 млн.USD (ок. 640 млн.USD по ценам, приведенным к 2012 году). (более детально – см. раздел «Ястычная минтаевая икра. Роль и место в развитии минтаевого промысла»).
Чуть позже по времени стремительно развивающееся за рубежом (в Европе и США) производство потребительской продукции из филе минтая начало испытывать острый дефицит в сырье и международные рыбопромысловые компании, прежде всего занятые в рыбной промышленности Германии и США, начали активно искать возможности привлечения российских ресурсов минтая. К сожалению, как уже указывалось, в самом Советском Союзе (и далее, в России) ресурс минтая расценивался как мало пригодный для пищевого использования, и даже когда все-таки было развернуто производство из него пищевой продукции, она была убога как по оформлению, так и по ее подаче потребителям ибыла рассчитана на мало обеспеченные слои населения, так что психологически не могла претендовать на ее широкое потребления состоятельной частью общества (помните, это утверждение «минтай – это пища для кошек») и она, естественно, не могла обеспечить существенные по объему финансовые поступления. Тогда как в Европе и в США к этому времени сформировался устойчивый, большой по объему и с хорошим уровнем цен спрос на филе минтая как на ценный и с хорошим вкусом диетический продукт.
В самом конце 80-х два предприятия на Дальневосточном Бассейне, Находкинский БАМР и Камчатский Океанрыбфлот (ведущие на бассейне предприятия, имеющие крупнотоннажные и по тому времени наиболее современные траулеры-процессоры), хотя и крайне осторожно, приступили к переоборудованию нескольких своих крупных траулеров-процессоров (РТМС и БАТМ) для выпуска филе, практически весь объем производства которого экспортировался. С начала же 90-х годов, производственные мощности по выпуску филе (естественно - одновременно с производством ястычной икры) начали стремительно наращиваться за счет поставок современного, технически наиболее совершенного и экономическивысоко эффективного флота, поставляемого с зарубежных верфей по системе бурбоут-чартера.
Первой (1991-1992 гг.) была серия из двадцати64м филетировочных траулеров-процессоров, построенных на норвежкой верфи (серия типа «СТЕРКОДЕР»), из предусмотренных к постройке по контракту которых Россия приобрела только 17 ед. - 14 ед. были распределены между сахалинскими и камчатскими колхозниками, которые до этого имели возможность заниматься только выловом минтая без его обработки, два – переданы камчатскому УТРФ, один – Камчатимпексу (под финансирование из Японии).
С 1992 года начали поступать 105 метровые траулеры-процессоры испанской постройки (типа «Сотрудничество»-головное судно серии, VIGO (название испанской верфи)или «голубые» - названные по цвету окраски корпуса; судаспроектированны в Норвегии), двенадцать ед. которых были поставлены до 1995 года и сконцентрированы в ВБТРФ (Владивосток), а еще три ед., из поставленных последними, были переданы в 1996 году Дальморепродукту.
В 1994 -1995 гг в бывшей ГДР на верфи в Штральзунде была построена вторая серия (15 ед.) 64м траулеров-процессоров типа СТЕРКОДЕР (по норвежскому проекту, скорректированному на основании опыта эксплуатации судов первой серии) и в полном объеме переданная на Сахалин. Таким образом, за 5-6 лет, с начала и до середины 90 годов, на Дальневосточный бассейн поступило 46 наиболее современных и технически совершенных траулеров-процессоров для промысла минтая, из которых траулеры двух первых серий (64м Стеркодеры и 105м «голубые») уже к сезону 1996 года были дооборудованы, а серия 64м Стеркодеров второй серии была уже с постройки в полной мере оптимизированными для ведения эффективного промысла минтая с выпуском высококачественного филе и мороженой икры при высоком уровнем механизации технологического процесса. Практически вся продукция с этих траулеров поставлялась на экспорт.
За всю историю советского промысла никогда ранее не поставлялось в такие короткие сроки такое большое количество столь технически совершенных и экономически эффективных промысловых судов. Более того, в конце 90 годов была предпринята попытка организовать строительство в Испании еще одной, третьей по счету, серии 64м траулеров-процессоров, однако резкое ухудшение уровня промысловых запасов минтая и финансовые махинации чиновников с предшествующими судами, которые строились и поставлялись по той же системе бербоут-чартера, сорвали эту попытку.
Суммарная производственная мощность указанных 46 траулеров-процессоров после завершения дооборудования и переоборудованных траулеров,принадлежащих НБАМР (7 ед.) иОкеанрыбфлоту (4 ед.), в два с половиной раза превышала суммарную производственную мощность 19 американских траулеров-процессоров, которым был с 1998 года разрешен промысел минтая в ИЭЗ США. Более того, на промысле минтая в Российской ИЭЗ, в составе совместных российско-американских компаний, принимали участие не менее 5-ти высокопроизводительных американских траулеров, единичная производственная мощность которых соответствовала или превышала единичную производственную мощность 105 траулеров типа VIGO.
Однако, уже со второй половины 90-х годов началась такая же стремительная потеря этих наиболее совершенных и наиболее «свежих» судов, срок эксплуатации которых составлял всего несколько лет. Первыми, в связи с безответственностью относительно обязательств по выплатам бербоут-чартерных платежей со стороны новых владельцев, были потеряны десять 64м траулеров первой серии типа Стеркодер, затем, в 2000 году, произошла разовая потеря уже всех 105 метровых траулеров типа «Сотрудничество», обусловленная финансовыми махинациями на высшем уровне, а перед сезоном 2009 года,что было обусловлено произведенными изменениями в Российском законодательстве,были выведены из эксплуатации и спрятаны в Китае все пятнадцать 64м траулеров типа Стеркодер второй серии.(детально см. раздел «Будет ли российский флот производить продукцию глубокой переработки»).В настоящее время, российский флот направляет на выпуск филевсего чуть более 9% общего вылова минтая, хотя во второй половине 90-х годов Россия занимала ведущие позиции в производстве филе минтая и его поставке в Европу и США.
В указанный период времени началась и активная переориентация поставки выпускаемой на российском флоте тушки минтая с внутреннего рынка на экспорт, для производства из нее филе двойной заморозки и поставки его в Европу и США, первоначально на береговые предприятия Южной Кореи, а затем, после существенного роста затрат в Корее и в очень короткий срок – на береговые предприятия Китая. Китайские переработчики, выполнив соответствующие исследования, начали все более и более интенсивно «накачивать» филе водными растворами солей фосфатов, увеличивая выход за счет этого продукции последовательно до 60, 70, 80, 90% и даже до 110% от направляемой в обработку тушки, и используя дешевую рабочую силу обеспечили конкурентную цену поставляемого ими филе двойной заморозки,хотя и существенно более низкого качества в сравнении с филе морской заморозки, но по более льготной цене. Необходимо отметить, что китайские компании в полной мере и очень инициативно использовали потерю способности российского флота к выпуску филе морской заморозки и стремительно заняли этот рынок в Европе и США, практически полностью заменив российские поставки.Агрессивная ценовая политика китайских компаний формировалась и успешно осуществлялась для поддержки тех российских компаний, которые обеспечивали выпуск тушки, поставляемой на переработку в Китай, и исключения в России собственного производства филе. В настоящее время китайские поставки филе минтая, выпускаемого из российской тушки, только в Европу и СШАсоставляют ок. 247 тыс.тонн (57% от мирового производства), при этом сам Китай экспортирует из США более 11 тыс.тонн филе минтая морской заморозки (т.е. филе высокого качества).
Таким образом, к настоящему времени,через двадцать лет после начала интенсивного пополнения флота современными, технически совершенными и экономически эффективными судами, промысловый флот на Дальневосточном бассейне оказался с теми технически устаревшими судами, с которыми он подошел к началу 90-х. С судами, за эти двадцать лет физически уже изношенными настолько, что дальнейшая их эксплуатация все более и более находится на грани возможного.С судами, учитывая их состояния, пригодными только для обеспечениявыпуска тушки, т.к. более глубокая их модернизация уже экономически просто не оправдывается.
Необходимость физической замены существующего флота становится все более и более критической как ввиду его физического износа, технической отсталости так и все более насущной необходимости в полной мере использовать потенциальные возможности минтаевого промысла.
И если судить по реакции руководства отрасли и Государственных структур, то они это хорошо понимают. Однако, реальная ситуация с заменой физически изношенного и технически устаревшего промыслового флота складывается достаточно странная.
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ. 12 мая. ВОСТОК-МЕДИА - Сегодня в дальневосточном регионе работает 2125 рыбопромысловых судов. На 902-х из них превышены сроки эксплуатации. К 2020 году может остаться всего 818 судов, то есть менее половины ныне действующих, а в Приморском крае останется только 3 судна, если ничего не делать. И мы не будем добирать к 2020 году до 2 миллионов тонн водных биоресурсов. Об этом, как сообщает корреспондент РИА «Восток-Медиа», заявил на совещании в Комсомольске-на-Амуре, которое проводил Председатель Правительства России Владимир Путин, руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Чтобы этого избежать, нам нужно построить за пять лет - до 2013 года - 34 крупнотоннажных судов, 51 среднетоннажное и 136 малотоннажных судов. А всего до 2020 года надо построить 562 судна. Если мы этого не сделаем, мы не сможем даже в своей экономической зоне осваивать ресурсы, а по Конвенции ООН, если страна не в состоянии осваивать свои ресурсы, то могут в этой зоне работать соседние страны. Там, где мы работаем рядом с иностранцами, мы видим, что наша рентабельность на 23 процентов ниже. Такая ситуация в Баренцевом море, где мы управляем запасами совместно с норвежцами. Мы тратим на 205 килограммов топлива больше на тонну вылова мойвы, чем они. |
А вот откровенное нежеланиезначительной части, владельцев и менеджеров рыбопромысловых компаний заменять приходящий в ветхое состояние и технически устаревший промысловый флот, с точки зрения нормальной перспективы бизнеса объяснить трудно. И потому требует глубокого анализа.
Для оценки ситуации сошлемся нанекоторые интервью, связанные с самой крупный из рыболовных компаний на Дальнем Востоке – Находкинский БАМР:
Находкинская БАМР — крупный игрок в отрасли, говорит представитель Росрыболовства Александр Савельев. Суда компании добывают около 170 000 т рыбы и морепродуктов в год в Беринговом и Охотском морях, а также в районе Курильских островов и восточного побережья Японии. Это примерно 12% от общего вылова по Дальневосточному бассейну России и около 30% от вылова предприятиями Приморья. У компании 17 собственных судов, из которых пять в ремонте, говорится на сайте рыболовецкой группы. В 2010 г. выручка НБАМР составила 4,69 млрд руб., чистая прибыль — 1,31 млрд руб., за девять месяцев 2011 г. — 4,55 млрд и 1,4 млрд руб. соответственно (за год - 2 млрд 137 тыс. рублей или ок.665 млн.US$! чистой прибыли). «Маржа была хорошей: рентабельность по валовой прибыли составила 51%, по чистой прибыли достигла 31%», — констатирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова.
Оценивая НБАМР, Максим Воробьев (рыбная группа «Русское море») в интервью www.fishnet.ru обратил внимание на следующее:
«…Цифры (экономических показателей НБАМР) действительно на уровне газовых компаний или интернет-мейджоров. У них рентабельность больше, чем у крупнейших мировых добытчиков! Но посмотрите на список их судов и год их выпуска. Я 1976 года рождения, мне в этом году 36 лет. А их судам — 37. Когда я задаю вопрос любому специалисту, сколько может плавать это судно, они отвечают: разумно — до 30 лет. Все остальное — пролонгация, которая с каждым годом будет стоить все дороже. Спроси любого рыбака: что с судами? Они через пять лет начнут сыпаться, причем все одновременно, и у нас будет половина флота. А еще через пять лет 25% уйдет…»
И в тоже время, отвечая 06.07.2012 на вопросы «НР», генеральный директор ОАО «Находкинская БАМР»Олег Михайлович ДАРЬКИН сказал следующее:
«…Нынешнего флота вполне достаточно для того, чтобы полностью выбирать выделяемые БАМРу квоты. При хорошем содержании и реновации наших судов их технического ресурса вполне хватит ещё, как минимум, до 2018 года. Другое дело, что возраст траулеров заставляет задумываться (обратите внимание, пока только задумываться!) над этим вопросом уже сегодня.»
Источник:Генеральный директор ОАО «НБАМР»: Слухи о кризисе не более чем разговоры / 6 июля 2012 11:07 (www.fishnet.ru со ссылкой на nr-citynews.ru)
Казалось бы понятно, что в целях сохранения бизнеса уже совершенно необходима замена физически изношенного флота, и финансовые результаты работы все еще обеспечивают такой уровень чистой прибыли, который совершенно реально позволяет производить это обновление флота даже в условиях нерешенных проблем со стороны государственных структури тем не менее компания отказывается обновлять флот. Почему?
В определенной мере в этом ракурсе интересна преамбула издания РИА Fishnews.ruк другому интервью - сгенеральным директором ОАО «Океанрыбфлот» (второй по мощности рыбопромысловой компании на Дальнем Востоке) Евгением Новоселовым, который, так же как и руководство НБАМР, имея 12 БАТМ, считает в настоящее время нерациональным строительство нового флота и считает, что этого флота при разумной модернизации и ремонте вполне достаточно еще на 10-15 лет эксплуатации.
«Потребность отрасли в обновлении флота давно стала общей проблемой, однако на деле далеко не все компании испытывают дефицит промысловых мощностей. При должном уходе и суда советской постройки могут проработать еще долгие годы, что впрочем не мешает их владельцам время от времени подумывать о более современном и экономичном рыболовном флоте. Но это отнюдь не означает, что эти мечты нужно воплощать прямо сейчас. Предприятий, готовых заявить, что завтра они готовы подписаться на строительство крупнотоннажного судна в лизинг на 20 лет, единицы. Но и тех, кому хватает смелости прямо сказать, что в новых судах они не нуждаются, не больше. Среди них собеседник РИА Fishnews.ru генеральный директор ОАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов.» (детально, с интервью можно познакомиться на сайте Fishnews.ru).
К числу этих смелых относит себя, вероятно, и гл.инженер «Гипрорыбфлот» Виктор Красавцев, который в заключительный день международного форума «Морская индустрия России» на круглом столе при обсуждении вопросов обновления и модернизации рыбопромыслового флота заявил:
«…Несмотря на пугающие темпы старения флота, особенно обрабатывающего, по расчетам ученых, его производственный потенциал по-прежнему превышает допустимые объемы вылова в российской экономзоне. Причем на Дальнем Востоке переизбыток промысловых мощностей позволит еще долго поддерживать приемлемый уровень освоения квот ...»
«…В нынешних условиях экономически более выгодным остается приобретение дешевых судов, бывших в эксплуатации, – констатировал Виктор Красавцев. – Мы не ратуем за «секонд-хенд», мы констатируем факт, что в сегодняшних условиях для судовладельца средней руки выгоднее брать «секонд-хенд», чем вкладываться в строительство нового судна…».
Это заявляет главный инженер ведущего научно-исследовательского института отрасли. Как говорится – приехали! Дальше не куда!
Следует также вспомнить основной доклад, представленный АДМ (Ассоциация добытчиков минтая, объединяющая компании, представляющие ок. 70% производственных мощностей минтаевого флота России) на круглом столе«Перспективы и проблемы развития рыболовецкой отрасли России: судостроение и прибрежное рыболовство» прошедшем 27 октября 2010 г. в Москваи организованным Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии совместно с Росрыболовством и Российским Союзом промышленников и предпринимателей. Соглашаясь с угрожающим старением промыслового флота, докладчик тем не менее утверждал, что производственные мощности наличного флота более чем достаточны для обеспечения вылова всех квот.
Из числа хозяев и руководителей крупных компаний, явно и безусловно за строительство нового промыслового флота выступают всего единицы - те, у которых в силу разных обстоятельств складываются критические ситуации с производственными мощностями промыслового флота.
Например, руководители Преображенской Базы тралового флота, структура которой в советское время была сформирована из обрабатывающих плавбаз и обслуживающего их среднетоннажного промыслового флота, вынуждены были списать это флот ввиду его экономической и технической неэффективности в современных условиях промысла и заменять его крупнотоннажными траулерами-процессорами как со вторичного рынка, так и за счет заказа судов из новостроя. Жаль, что эти суда из новостроя, были морально устаревшими БАТМами, ведь строительстводействительно современных судов, могло на практике продемонстрировать все преимущества, прежде всего экономические, современных траулеров-процессоров на старыми судами экс-советского флота, став локомотивом обновления флота.
В группе компаний, которыми владеет г-н Дремлюга, при наличии квот, ощущается острый дефицит крупнотоннажного флота и покрыть его за счет судов со вторичного рынка уже не удается, в связи с чем ими было принято решение о строительстве нового траулера-процессора. Однако из-за личных амбиций и отсутствия квалицированных кадров,реализация этого проекта сталкивается с такими сложностями, что не смотря на беспрецедентную поддержку руководителя Росрыболовства г-на Крайнего, сделавшего частный проектпочему-то государственным (это тема для отдельного исследования)проект едва ли будет реализован, поскольку спроектированное судно просто не ликвидно.
Что же касается все более оттягиваемой замены существующего физически изношенного флота, то по оценке специалистов нашей компании, отрасль упорно загоняет себя в катастрофический тупик. Конечно, в мировой практике имеются прецеденты, когда флот строится на очень длительный срок эксплуатации – например, нормативный срок эксплуатации атомных авианосцев США – 50 лет. Но это иная ситуация, наши промысловые суда строились для эксплуатации на 24года. Что, будем ждать, когда они начнут, не дай бог, тонуть?
Недавно, один из менеджеров промысловой компании, вернувшись с промысла, в частной беседе сказал:
- Мы все хорошо знаем, насколько изношен наш флот, но только в море, на промысле, я увидел, что непонятно, как этот флот все еще плавает!
Надеемся, что здравый смыслодержат верх и отрасль не допустит катастрофического коллапса.Необходимость декриминализации отрасли (как может быть, что общегодовая прибыль до налогообложения всех предприятий отрасли колеблется в районе 3-х млрд.рублей, в то время как только Находкинский БАМР, имея те же самые орудия производства - суда типа БАТМи РТМС находясь под пристальным вниманием определенных органов вынужден показать больше 2-х млрд. рублей чистой прибыли при вылове менее 4% от общего!и при этом государство ежегодно субсидирует миллиардами рублей «бедную» отрасль!), преодоления технологического, экономического и организационного отставания, обязательно поставит на повестку дня вопросы системной и организационной модернизации рыбохозяйственного комплекса.
Рано или поздно, но наша страна поставит вопрос о необходимости наиболее эффективного использования своих природных биоресурсов на основе новых современных стандартов промысла. Государство захочет получать наибольшую отдачу от своих биоресурсов, как в денежном выражении в виде наиболее эффективного их использования, так и в натуральном в виде большего обьема производства продукции с каждой тонны своих биоресурсов. То есть фактически пойдет по тому пути, по которому двигаются наиболее развитые в рыболовном отношении страны – полное, комплексное и наиболее эффективное использование своих богатств. Самое главное, что такое государственное решение будет в интересах собственников рыболовных компаний, поскольку с появлением современного флота (а старый флот при любой глубине модернизации не сможет удовлетворить современным стандартам), отвечающего этим требованиям экономические показатели работы компаний не просто улучшаться, они резко возрастут.
Квота и вылов минтая
Ястычная минтаевая икра. Роль и место в развитии минтаевого промысла
Будет ли Россия заменять изношенный промысловый флот и чем
Будет ли российский флот производить продукцию глубокой переработки