Главная \ Морское рыболовство \ Антарктический криль \ Информация замглавы Росрыболовства на совещании в Совете Федерации 12.03.2020

Информация замглавы Росрыболовства на совещании в Совете Федерации 12.03.2020

17.03.2020 портал FishNews опубликовал материал:

Росрыболовство видит перспективы крилевого кластера

Возобновление промысла криля в антарктических водах потребует крупных инвестиций. По информации Росрыболовства, с учетом строительства специализированных судов и береговой базы проект оценивается примерно в 45 млрд рублей.

Задачу возвращения российского рыбопромыслового флота в Мировой океан государство по-прежнему считает одной из приоритетных. В качестве перспективного объекта промысла рассматривается антарктический криль, который может использоваться не только в пищевой промышленности, но и для нужд фармакологии, марикультуры и других направлений, заявил на совещании в Совете Федерации замглавы Росрыболовства Петр Савчук. Добычу этого ресурса отечественные рыбаки успешно вели до середины 1990-х годов.

Как сообщает корреспондент Fishnews, в ноябре прошлого года в антарктическую часть Атлантики отправилось научно-исследовательское судно «Атлантида» – впервые за 15 с лишним лет. В задачи экспедиции входит оценка состояния запасов криля, изучение его распределения и разработка технологий комплексной переработки этих рачков.

«Мы видим, что есть ресурс, и довольно-таки его достаточное количество», – рассказал о первых результатах исследований Петр Савчук. Он отметил, что для освоения этих запасов потребуется построить не только специализированные крилеловные суда, которых сейчас в стране нет, но и береговую базу, а также создать современные биотехнологии для работы с крилем.

«Понятно, что это очень дорогой проект, – подчеркнул замруководителя Росрыболовства. – Мы оцениваем его в порядка 45 млрд рублей». Несмотря на внушительные инвестиции, бизнес проявляет интерес к освоению антарктического ресурса. «Мы ведем сейчас переговоры. Есть три компании, которые желают участвовать в этом направлении. На наш взгляд, это один из важнейших проектов», – отметил Петр Савчук.

 

Комментарий «Русской пелагической исследовательской компании»

Какие цели ставит Росрыболовство, называя подобные огромные цифры инвестиций в организацию промысла, который был невостребованным нашими рыбаками до сих пор?

Ведь очевидно, что крилевый промысел был не востребован со стороны российских рыболовных компаний по экономическим причинам - сомнительной экономической эффективности, после банкротства ряда зарубежных компаний, но особенно после двух десятков миллионов долларов убытков, который принес Мурманскому траловому флоту работа на криле 120метрового РТМКС «Максима Старостина» в 2009-2010г.

Получается так, что если раньше это было «далеко, хлопотно и сомнительно», то сейчас – «далеко, хлопотно, сомнительно и КРАЙНЕ ДОРОГО».

Какую роль играет наша антарктическая экспедиция? Запасы, промысловые скопления, районы промысла не только хорошо известны, но уже много лет ведется промышленный промысел развитыми странами? И в этом году зарубежные исследования уже подтвердили запасы  (см.подробнее). 

Что же предлагает Росрыболовство тем пользователям, которую добровольно засунут голову в эту петлю объемом 45 млрд.руб? Может быть новые технологии добычи или переработки криля или новые эффективные решения, которые могут быть основой эффективного промысла и которые позволят окупится таким затратам?

Ведь есть же у Росрыболовства ряд Федеральных государственных бюджетных научных учреждений, причем некоторые из них специализируются на изучении антарктического криля. И хотя бы в области анализа успешных крилевых проектов и передовых решений они ведь могли бы выполнить исследования, которые бы Росрыболовство и передало бы новым пользователям. Не говоря уже о том, чтобы предложить пользователям новые, разработанные научными учреждениями технологии переработки криля в востребованные на рынке продукты.

Ничего этого Росрыболовство не предлагает. Напротив, оно предлагает те решения, которые гарантируют новым пользователям банкротство (см.подробнее). 

Если же речь идет о 30% субсидии на строительство судов для добычи криля, если это строительство будет на российских верфях, то это вообще не серьезно, поскольку даже на европейских верфях стоимость постройки будет дешевле, чем на наших, минимум на эти же 30% с учетом меньших сроков строительства, а на азиатских верфях будет дешевле на 40-50%, не говоря о двукратно больших сроках строительства на наших верфях. Что мешало заинтересованным пользователям построить дешевле (даже с учетом госсубсидии) эти суда вне РФ и начать промысел?

Что касается приведенных цифр инвестиций, то два замечания:

- во-первых, ни одна зарубежная компания, среди тех нескольких, которые ведут эффективный промысел, не вложила даже половины названной суммы средств ни в один крилевый проект, хотя они строили и специализированные суда и береговые перерабатывающие предприятия и вложили существенные средства в новые технологии;

- во-вторых, Росрыболовство прекрасно знает, что для строительства одного специализированного высокотехнологичного супертраулера с годовым выловом минимум 100тыс.тонн и строительством берегового предприятия, с увеличением на второй стадии проекта количества судов и создания полноценного технопарка антарктического криля ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРОЕКТА (общим годовым выловом около 1,5 млн.тонн) необходимые инвестиции почти в ПЯТЬ раз меньшие суммы, чем называет Росрыболовство. С какой целью настолько увеличены суммы инвестиций?

Таким образом с точки зрения бизнеса, предложения Росрыболовства, как минимум не интересны. Если же этот проект все-таки состоится, то вред от него будет еще значительнее, поскольку, будучи неизбежно убыточным, он вероятно навсегда похоронит для нашей страны самые крупные и перспективные ресурсы мирового океана - а это миллионы тонн уникального продукта каждый год для будущих поколений (минимум 10кг на чел./год).

Если продолжать смотреть на предложения Росрыболовства с точки зрения государственных интересов, то такие предложения направлены против реального высокотехнологичного развития рыбохозяйственного комплекса.

Росрыболовство в очередной раз призывает назад в прошлое: неэффективные решения - государственные дотации – развал страны. О вложении средств в  исследования, стимулирование разработок новых технологий, «ноу-хау» и т.д. – всего того, что обеспечивает высокотехнологичное развитие, опять речи не идет.

В целом такая позиция противоречит государственным интересам и ничего кроме отторжения не вызывает.

Это важно

Разработан базовый проект траулера-процессора для промысла минтая, существенно превосходящий по производственным показателям, общепроектным характеристикам и мореходным качествам наиболее современные российские и американские минтаевые траулеры-процессоры значительно больших размерений. Проект укомплектован полным комплектом основного оборудования.

 

Разработаны базовые проекты инновационных, наиболее конкурентоспособных судов-краболовов, в соответствии с требования к объектам инвестиций, укомплектованных основным оборудованием из дружественных стран.

 

Отечественное кораблестроение обязано вернуть те преимущества, которым обладало в СССР

 

Почему отечественный рыболовный флот остро нуждается в обновлении

 

К вопросу обновления российского рыболовного флота на отечественных верфях

 

Мы готовы строить суда на дальневосточных верфях

 

Почему на Дальнем Востоке массово не строятся корабли

 

Крупный бизнес обводит главу государства вокруг пальца

 

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены?

 

Судостроению быть

 

 

Новости:
Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: