Минтай
Компания начала заниматься предпроектными исследованиями промысла минтая в начале 2000 годов, когда в РФ была введена система аукционной продажи квот.
Акционеры компании, имея в то время действующий рыболовный бизнес и действующие суда, как у всех, построенные во времена СССР, отчетливо понимали необходимость принятия каких-то решений в условиях конкуренции и роста аукционных цен на квоты. Выполненное ранее полное переоборудование судов с установкой самой современной техники, повышало эффективность, но рост аукционных цен «съедал» всю прибыль.
Именно тогда компания обратилась к опыту эксплуатации самых современных траулеров-заводов для промысла минтая и прежде всего к опыту США. Уже первый предварительный технический и экономический анализ показал, что единственным решением, направленным на повышение конкурентоспособности компании и обеспечивающим при этом резкий рост эффективности в условиях устойчивого повышения аукционных цен на квоты, является замена флота на относительно небольшие современные суда, которые за счет многократно большего вылова и переработки обеспечивали существенное снижение затрат на выпуск единицы продукции. Такая техника позволяла иметь высокую рентабельность и малые сроки окупаемости при очень высокой цене аукционных квот, при которых рентабельная работа экс-советских судов уже невозможна даже с учетом работы только на икру, т.е. увеличения выхода икры до 10-12%.
Это стало причиной необходимости со стороны компании самого пристального и глубокого технического и экономического анализа особенностей, как лучших американских траулеров-заводов, так и единственных современных российских траулеров-заводов для добычи минтая - переоборудованных МРТК типа «Сотрудничество» («голубых» траулеров испанской постройки), работавших в нашей экономической зоне. Траулеры-заводы работали с разной степенью эффективности, что определялось не только заложенными в них техническими характеристиками, но и многими решениями.
Созданный нами консорциум, в который кроме наших компаний вошли ведущие проектанты США и Норвегии, выделил главное, отделив второстепенное, и позволил подписать контракты на строительство современных высокоэффективных траулеров-заводов для добычи минтая. Вероятно, компании наших акционеров были единственными крайне разочарованными отменой аукционов, поскольку уже заключенные контракты на строительство траулеров-заводов были разорваны.
В прилагаемых к настоящему разделу материалах приводятся некоторые результаты многолетних исследований компании, связанные с промыслом минтая - основного промыслового вида не только российской экономической зоны, но и исключительной экономической зоны США.
Анализируя многие вопросы минтаевого бизнеса в США, мы неизбежно вынуждены были затрагивать многие аспекты организации управления промыслом в США. Не смотря на то, что американцы совсем недавно, только в 80-х годах занялись этим промыслом, им за очень короткий срок с присущим им предпринимательским профессионализмом, направленным на извлечение максимальной прибыли с одной стороны и с четко обозначенными государственными целями бережного отношения к ресурсам и извлечения из каждой тонны квот максимальных налогов, с другой стороны, удалось создать чрезвычайно эффективную отрасль с самым современным и эффективным флотом.
Поэтому мы надеемся, что кроме рыбаков - наших потенциальных заказчиков, а также проектантов, публикуемые материалы, касающиеся логики развития минтаевого промысла в США, предсказуемости действий администрации страны, структуры и организации управления отраслью будут интересны всем специалистам отрасли.