Выбор судового оборудования
Промысловые суда относятся к категории технически самых сложных судов гражданского назначения. Особенностью их проектирования и строительства является оснащение большим количеством специализированного оборудования - промыслового, производственного, холодильного, рыбопоискового, в комплектации, способной обеспечить достижение заданных технико-эксплуатационных характеристик судна. Доля оборудования, необходимого для оснащения судов рыбопромыслового флота, составляет 60-70% от себестоимости судна в целом. Поэтому проектирование новых судов неизбежно связано с проблемой выбора необходимого оборудования.
Выбор оборудования определяет основные параметры рыбопромыслового судна в целом и прежде всего его промысловые и производственные характеристики.
При выборе конкретных поставщиков оборудования, конкретных марок оборудования при выполнении проектных работ, учитываются следующие факторы:
- технические характеристики оборудования, их соответствие требуемым;
- стоимость оборудования;
- возможность поставки выбранного оборудования в установленный срок на верфь;
- срок гарантии;
- уровень соответствия современным стандартам (качества, экологии, экономичности, производительности, энергопотребления и т.д.);
- ремонтопригодность в процессе эксплуатации;
- условия гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания;
- технологичность при выполнении монтажных работ при строительстве судна;
- возможность выполнения поставщиком оборудования требуемой сертификации выбранного оборудования в требуемые сроки;
- конкретные пожелания или требования судовладельца-заказчика, опыт проектанта.
Кроме указанных выше критериев, заказчик обычно принимает во внимание и множество других факторов: репутацию производителя, надежность, долговечность, производительность, энергоемкость, удобство обслуживания в процессе эксплуатации - список достаточно обширен. От выбора оптимального варианта в конечном итоге зависит не только эффективность работы судна, но и безопасность экипажа.
Рынок судового оборудования находится в постоянном развитии, в последние годы разработчики предлагают все больше принципиально новых решений, действительно претендующих на роль инноваций. За этим нужно постоянно следить, ведь именно такие решениям определяют экономику работы - прибыль или даже убытки. В связи с этим, создание механизма включения материалов и оборудования в проект строительства промыслового судна является одной из важнейших задач.
Совместно с судовладельцем-заказчиком проектант разрабатывает список поставщиков оборудования по каждой номенклатурной позиции, состоящий из нескольких альтернатив (makers list), и согласовывает его с верфью-строителем. Благодаря этому существует конкурентный отбор оборудования, что не позволяет поставщикам завышать цены, т.к. при строительстве судна верфь, в рамках мейкерс-листа, имеет право выбора приемлемых поставщиков с точки зрения цены и сроков поставки.
Если оборудования, указанного в перечне изготовителей, нет в наличии, судоверфь имеет право предложить другое оборудование, вместо указанного в мейкерс-листе. Такая альтернатива подлежит обязательному одобрению со стороны судовладельца-заказчика.