Главная \ Строительство рыбопромысловых судов и организация финансирования \ Этапы реализации судостроительного проекта \ Надзор за строительством судов

Надзор за строительством судов

Надзор за строительством судна, организация его приемки и оформления в собственность.

Формирование группы наблюдения.

Официальным органом технического надзора и классификации гражданских судов являются классификационные общества. Классификационное общество устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания судов в соответствии с их назначением и на основании издаваемых этим обществом правил классификации и постройки морских судов.

В части надзорной деятельности классификационное общество осуществляет проверку и одобрение проектно-конструкторской документации, а также проводит контроль и тестирование материалов и оборудования. Обязанность сюрвейера классификационного общества состоит в том, чтобы убедиться, что правила, установленные его обществом для строительства судов, не нарушаются.

Многие части проектно-конструкторской документации, а также материалы и оборудование, не попадают под надзор классификационного общества, особенно это относится к судам флота рыбной промышленности.

Именно поэтому необходимо, чтобы со стороны судовладельца-заказчика во все время строительства судна, все рабочее проектирование, все материалы и качество работ, подвергались бы тщательной инспекции, проверке, тестированию и приемке, с тем, чтобы любой дефект мог быть обнаружен и устранен.

Для контроля за качеством и сроками постройки судов, соблюдения требований судовладельца-заказчика, оперативного согласования технической документации, решения от лица судовладельца-заказчика вопросов, возникающих в процессе проектирования, строительства, испытаний и сдачи судов, заказчик создает на верфи-строителе группу наблюдения. При этом объем основных задач, выполняемых группой наблюдения, может уточняться судовладельцем-заказчиком в каждом конкретном случае при заключении судостроительного контракта.

В своей деятельности группа наблюдения руководствуется контрактом на поставку судна, согласованным техническим проектом и рабочей документацией на строительство судна, правилами классификационных обществ, под надзором которых строится судно, действующими правилами по технике безопасности, охране труда и санитарному контролю, другими нормативно - техническими документами и указаниями судовладельца-заказчика.

В зависимости от обстоятельств, судовладелец-заказчик может на договорной основе поручить выполнение функций надзора за строительством своих судов специалистам иных организаций с наделением их соответствующими полномочиями.

Основные задачи группы наблюдения судовладельца

  • Наблюдение за постройкой судна на верфи-строителе с целью контроля за соответствием строящегося судна техническим условиям судостроительного контракта и правилам классификационного общества, принятие соответствующих мер, обеспечивающих поставку судна в контрактные сроки.
  • Решение на месте технических вопросов в пределах условий судостроительного контракта, рассмотрение и утверждение рабочих чертежей верфи-строителя, согласование извещений судовладельцу-заказчику на согласие корректировки рабочей документации, выходящей за рамки требований судостроительного контракта.
  • Контроль за качеством применяемых при постройке судов материалов, полуфабрикатов, оборудования, изделий и т. п. на верфи-строителе, а также в необходимых случаях - участие в испытании материалов и оборудования на предприятиях субпоставщиков.
  • Непосредственное участие в испытаниях на верфи-строителе отдельных механизмов и судна в целом с целью проверки соответствия применяемых материалов и оборудования техническим условиям контракта и технического проекта, а также нормам и правилам классификационного общества.
  • Приемки выполненных верфью-строителем работ по узлам, механизмам, устройствам и оборудованию судна по согласованному с верфью-строителем графику, после принятия работ отделом технического контроля верфи-строителя.
  • Участие в стендовых испытаниях судовых механизмов, швартовых и ходовых испытаниях судна.
  • Осмотр механизмов после проведения испытаний и составление, совместно с верфью-строителем, протокола испытаний с указанием результатов испытаний и дефектов, выявленных во время испытаний.
  • Проверка механизмов после устранения верфью-строителем дефектов, в необходимых случаях проведение повторных испытаний.
  • При обнаружении в процессе постройки судна дефектов или несоответствия техническим условиям судостроительного контракта или правилам классификационного общества, принятие надлежащих мер к немедленному их устранению.
  • В случае отказа верфи-строителя устранить обнаруженные дефекты или другие нарушения, составление актов разногласий и передача их, в соответствии с условиями судостроительного контракта, на решение классификационного общества.
  • Периодическая проверка условий хранения судового снабжения, ЗИПа и их соответствия проектным ведомостям, а также проверка условий хранения материалов и комплектующих изделий, предназначенных для установки на судах, на складах верфи-строителя и на судне до сдачи его судовладельцу-заказчику.
  • До начала приемо-сдаточных испытаний судна проверка получения верфью -строителем сертификатов и другой документации классификационного общества, предусмотренной контрактом.
  • Рассмотрение и согласование программ приемо-сдаточных испытаний судна, участие в приемо-сдаточных испытаниях судна в составе приемных комиссий судовладельца-заказчика.
  • Выборочная проверка качества и комплектности выдаваемой на суда эксплуатационной документации и соответствия ее фактическому исполнению на судах.
  • Подписание актов готовности платежных этапов постройки судна после проверки соответствия их фактическому состоянию дел.
  • Ведение построечного журнала в течение всего периода постройки судна до момента подписания приемо-сдаточного акта.
  • Составление и направление судовладельцу-заказчику информации о ходе строительства судна, качестве его изготовления с указанием вопросов, требующих неотложного решения.
  • Участие в совещаниях и других мероприятиях, связанных с постройкой судов, организуемых как судовладельцем-заказчиком, так и верфью-строителем.

Организация приемки судна и его оформление в собственность

Судовой экипаж

В целях своевременной и качественной приемки судна судовладельцем и его перегона командный состав направляется на построенное судно с расчетом прибытия на верфь-строитель за 25-30 дней до начала ходовых испытаний судна обычно в следующем составе: капитан, главный механик, электромеханик, технолог-механик, рефрижераторный механик.

Весь остальной командный состав, необходимый для перегона судна, прибывает на верфь постройки за 7-10 дней до сдачи судна, по вызову капитана судна подтвержденному группой наблюдения судовладельца на верфи-строителе.

Выезд судовой команды в составе одной машинной вахты осуществляется за 5-7 дней до начала ходовых испытаний судна, остальная судовая команда направляется с расчетом прибытия на верфь-строитель за 5 дней до сдачи судна.

Определение количества команды одной машинной вахты производится капитаном судна. Вызов одной машинной вахты и всей остальной судовой команды производится капитаном судна по согласованию с группой наблюдения судовладельца на верфи-строителе.

Комиссия по приемке судов

Комиссии по приемке судов назначаются судовладельцем. В состав комиссий включаются специалисты организации - судовладельца, групп по наблюдению за строительством, командный состав судна.

На приемную комиссию возлагаются следующие обязанности:

  • проверка и изучение документов с результатами стендовых, пусконаладочных и других заводских испытаний всех технических средств и оборудования судна, испытаний и приемок корпусных конструкций и корпуса в целом, механизмов, трубопроводов, систем, устройств, промыслового, технологического, рефрижераторного и другого оборудования;
  • проверка готовности судна к швартовным и ходовым испытаниям в соответствии с утвержденной программой;
  • контроль за качеством монтажа механизмов, систем, оборудования и устройств на судне;
  • непосредственное участие в проведении всех испытаний с целью контроля за выполнением программных режимов испытаний механизмов, устройств и оборудования; правильным ведением замеров и записей результатов в процессе испытаний сдаточной командой и составом испытательной партии; подписание протоколов;
  • проверка удобства обслуживания механизмов, трубопроводов, систем, промысловых схем, технологических линий и рефрижераторного оборудования, устройств и клапанов во время их действия, возможности легкого доступа к ним как в эксплуатации, так и при производстве ремонтных работ в условиях моря силами экипажа или ремонтных бригад на промысле;
  • проверка наличия рымов и скоб для подвески подъемных приспособлений при разборке и сборке узлов при ремонте, а также выгрузке с судов и погрузке на них отдельных механизмов и возможности транспортировки оборудования для агрегатного ремонта и в судовую мастерскую;
  • проверка выполнения требований по охране труда, технике безопасности и промсанитарии (установка ограждений, обеспечение нормальной вентиляции, температуры, шумности, освещенности и т.п.), в цехах, где установлено производственное и технологическое оборудование, а также в других служебных и жилых помещениях судна;
  • проверка планировки и оборудования жилых помещений, условий обитаемости экипажа судна и производственного персонала;
  • контроль за выполнением работ по устранению замечаний приемной комиссии;
  • проверка и обсуждение результатов испытаний и составление выводов по ним;
  • проверка заполнения формуляров, составления качественной отчетной документации, инструкций по эксплуатации, наличия паспортов и др.;
  • составление протоколов и актов в процессе приемки;
  • составление перечня замечаний по результатам швартовных и ходовых испытаний и передача их верфи-строителю для рассмотрения и исполнения;
  • принятие решения о приемке судна при соответствующем качестве постройки и обеспечении надежности работы всех составляющих узлов, частей и оборудования.

Организация приемо-сдаточных испытаний

Для всесторонней проверки соответствия построенного судна техническому проекту проводят его испытания по специально разработанным программам. Испытания судна состоит из следующих этапов:

  • подготовка к испытаниям;
  • швартовные испытания;
  • ходовые испытания; ревизия;
  • контрольный выход в море (при необходимости);
  • промысловые испытания (при необходимости).

Объем, порядок и организация проведения приемо-сдаточных испытаний судна определяется условиями контракта на его поставку и согласованной между Поставщиком и Заказчиком программой приемо-сдаточных испытаний.

К участию в проведении испытаний могут при необходимости привлекаться эксперты специализированных организаций.

Подготовка к испытаниям

До начала швартовных испытаний верфь-строитель судна представляет приемной комиссии:

  • официальное уведомление верфи-строителя о предъявлении судна к швартовным испытаниям, о назначении ответственного сдатчика и сдаточной команды;
  • утвержденную программу швартовных испытаний;
  • план-график проведения швартовных испытаний;
  • всю техническую документацию, подлежащую предъявлению приемной комиссии согласно программе и необходимую для проведения швартовных испытаний;
  • перечень отступлений от технического проекта, согласованный с группой наблюдения судовладельца;
  • перечень основных отступлений от рабочего проекта, допущенных в процессе постройки судна, с указанием, кем они санкционированы;
  • ведомости ЗИП и снабжения;
  • журнал удостоверений построечного периода.

Утвержденный председателем приемной комиссии план-график является документом, определяющим время фактического начала швартовных испытаний.

Если судно не готово к испытаниям к сроку, установленному планом-графиком, председатель приемной комиссии составляет акт о срыве заводом-строителем графика испытаний и уведомляет об этом судовладельца. Верфь-строитель определяет новый срок начала испытаний и в установленном порядке согласовывает новый план-график испытаний.

Готовность судна к ходовым испытаниям определяется верфью-строителем после выполнения в полном объеме программы швартовных испытаний, устранения замечаний, выявленных в процессе испытаний. Начало ходовых испытаний согласовывается с председателем приемной комиссии и представителем классификационного общества.

До начала ходовых испытаний верфь-строитель судна предъявляет приемной комиссии следующие документы в дополнение к тем, которые были предъявлены к началу швартовных испытаний:

  • официальное уведомление верфи-строителя о начале ходовых испытаний;
  • протоколы проведения швартовных испытаний и таблицы к ним;
  • документацию по остойчивости и непотопляемости;
  • перечень отчетной документации и инструкции по обслуживанию механизмов, систем и устройств;
  • акт осмотра подводной части судна (в доке, на слипе или при помощи водолазов);
  • утвержденную программу испытаний и план-график проведения ходовых и производственных испытаний.

Председатель и члены приемной комиссии обязаны лично проверить готовность судна к выходу на ходовые испытания.

Швартовные испытания.

На швартовных испытаниях у достроечного пирса проверяют работу механизмов, устройств и систем как в отдельности, так и во взаимодействии, с применением имитационных и инструментальных методов проверок.

Программа и методика этих испытаний в каждом конкретном случае должна согласовываться с производителем оборудования и классификационным обществом (в случае его поднадзорности). Промысловое и технологическое оборудование может испытываться на заводах-поставщиках до отправки его на верфь-строитель. После монтажа на судне это оборудование подвергается испытаниям на швартовах.

Ходовые испытания

Приемо-сдаточные ходовые испытания судна производятся с целью проверки соответствия судна условиям контракта и утвержденному техническому проекту, а именно:
- соответствия фактических показателей работы главных и вспомогательных механизмов, устройств, систем и трубопроводов, холодильного, промыслового и технологического оборудования, средств автоматики и дистанционного управления механизмами и устройствами, электрооборудования, радиооборудования и электрорадионавигационных приборов техническим условиям на поставку и утвержденному техническому проекту;

  • соответствия ходовых, маневренных и мореходных качеств судна и других общесудовых показателей утвержденной документации и контрактной спецификации;
  • надежности в работе всего комплекса, предусмотренного на судне оборудования, аппаратов и систем по прямому назначению в условиях плавания и эксплуатации судна в море;
  • качества построечных, монтажных и отделочных работ;
  • возможности проведения ремонтных работ с учетом предусмотренной проектом агрегатной замены машин и механизмов;
  • соответствия ассортимента, количества и качества выпускаемой продукции контрактной спецификации и действующим стандартам;
  • удобства обслуживания машин, механизмов и систем с выявлением и качественной оценкой конструктивных решений, снижающих ремонтопригодность;
  • удобства планировки и размещения оборудования в жилых, служебных и прочих судовых помещениях, а также условий труда и быта экипажа в соответствии с действующими правилами техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Ревизия механизмов и контрольный выход в море

После устранения замечаний по усмотрению сюрвейера классификационного общества и судовладельца иногда проводят контрольный выход в море, затем на судно выдают комплект отчетной документации, составляют приемо-сдаточный акт и передают судно заказчику.

Ревизия судовых механизмов, систем, устройств и оборудования производится после ходовых испытаний. В процессе ревизии производится контрольное вскрытие механизмов, систем, устройств и оборудования судна и их узлов для установления их состояния и выявления возможных дефектов.

Перечень механизмов и их узлов, подлежащих контрольному вскрытию и осмотру, определяется приемной комиссией и сюрвейером классификационного общества. В перечень для ревизии должны быть включены механизмы и узлы, по которым были обнаружены дефекты в процессе испытаний, или ненормальности в работе. Необходимость ревизии включенных в перечень механизмов, систем, устройств и оборудования должна быть обоснована.

После окончания ревизии и устранения дефектов и неисправностей, если они были обнаружены при вскрытии, проводится контрольный выход судна в море. Продолжительность контрольного выхода определяется приемной комиссией и согласовывается с сюрвейером классификационного общества и верфью-строителем.

Оформление документов на приемку судна в собственность.

Окончательная приемка судна от верфи-строителя производится приемной комиссией судовладельца когда судно полностью закончено постройкой и отделкой, оборудовано и снабжено в соответствии с условиями контракта, проведены все испытания и их результаты отвечают условиям контракта, спецификациям, нормам и правилам классификационного общества, все обнаруженные приемной комиссией дефекты устранены, все сертификаты и формуляры на механизмы и устройства, свидетельства и другие документы классификационного общества, чертежи, инструкции и другая техническая документация, предусмотренная контрактом, вручены приемной комиссии.

По установлению полной готовности судна в соответствии с условиями контракта составляется приемо-сдаточный акт. Указанный акт подписывается представителями верфи-строителя и приемной комиссии.

Приемная комиссия имеет право отказаться от приемки судна в тех случаях, когда в результате приемо-сдаточных испытаний будет выявлено невыполнение верфью-строителем основных технико-эксплуатационных показателей, предусмотренных контрактом, контрактными спецификациями или дополнениями к нему.

К приемо-сдаточному акту прилагаются:

  • отчетная документация верфи-строителя по приемо-сдаточным испытаниям
  • ведомость принятого инвентарного имущества и инструмента;
  • ведомость принятых запасных и сменных частей;
  • ведомость принятой технической документации и других документов по условиям контракта;
  • сертификат на право собственности на судно.
  • сертификат о постройке судна
  • сертификат об отсутствии долгов по судну

Промысловые испытания

В случае, если это предусмотрено контрактом, комплексные эксплуатационные испытания судна, включая испытания промысловых механизмов под нагрузкой и работу производственного комплекса, проводятся судовладельцем после подписания приемного акта в течение первого промыслового рейса, по специальной программе, разрабатываемой совместно с проектантом и включающей в себя проверку работоспособности судна по прямому назначению и соответствия фактических технико-экономических показателей промыслового и технологического оборудования проектным требованиям.

Результаты испытаний оформляются протоколом, подписываемым членами приемной комиссии, гарантийными представителями завода-строителя, и проектанта судна.

Это важно

Рыбные короли продолжают править бал

 

Госсовет: приоритеты расставлены? Статья в издании «EastRussia», генерального директора "Русской пелагической исследовательской компании" и член рабочей группы по развитию рыбной отрасли при вице-премьере Ю.П. Трутневе, Братухина О.И

 

Почему государство не должно дать дополнительные квоты «Русской рыбопромышленной компании»

 

Почему в отрасли не выполняются задачи, стоящие перед национальной экономикой? 


Как разумнее распорядится квотами, исходя из мирового опыта развитых экономик

Будущее отрасли определяется сегодня

 

 Доклад на lX Междунородном конгрессе рыбаков     «Мировой опыт: фундаментальные основы взаимодействия государственных институтов с объединениями рыбаков»-генеральный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», председатель совета директоров ЗАО «Морская инженерная компания»О.И.Братухин

 

Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе
достижения технологического лидерства

Статья в издании Fishnews председателя совета директоров ЗАО <Русская
пелагическая исследовательская компания> и ЗАО <Морская инженерная компания>
Олега Братухина

«Низкий уровень государственного управления - <шлагбаум> для достижения технологического лидерства российской рыбной отрасли и отечественного судостроения.

Интервью председателя совета директоров ЗАО « Русская пелагическая исследовательская компания»« Морская инженерная компания» Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews.

«О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями»

Протокол совещания от 04.09.2013 под руководством первого вице губернатора Приморского Края А.И Костенко по вопросу < О ходе исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.03.13 года по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями

«Существующие возможности постройки современных малых рыбопромысловых судов для прибрежного промысла»

РИА Fishnews.ru – новости рыболовства, 25 сентября 2012. Крупным планом: Статья председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Братухина О.И. и генерального директора ЗАО «Морская инженерная компания» Рыбалкина Ю.Г.

Возможные пути многократного повышение эффективности промысла минтая.

Презентация для Совета Ассоциации добытчиков минтая председателя совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания»и ЗАО «Морская инженерная компания»

Новости:

23.06

Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Подход госорганов к обновлению рыбацкого флота нуждается в изменениях
Читать полностью

Подробнее

19.06

Каковы приоритеты, таков и флот

Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Каковы приоритеты, таков и флот
Читать полностью

Подробнее

10.12

Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Интервью председателя совета директоров Олега Братухина ведущему Российскому отраслевому агентству Fishnews:
Строительство флота - цель или средство достижения цели?
Читать полностью

Подробнее

03.12

Судостроению быть
При продуманном подходе к вопросу развития отечественного судостроения, с учетом имеющихся возможностей и привлечения мирового опыта, Россия может получить конкурентоспособный высокотехнологичный сектор гражданского судостроения, полагает эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

03.12

Минпромторг подготовил программу провала
Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин
Читать полностью

Подробнее

Наши телефоны:

+7 (423) 2308-170
+7 (423) 2308-171

Fax+7 (423) 2308-172

Информеры: