Проект траулера-процессора длиной 55,8 м для пелагического и донного траления с возможностью работать снюреводом
Предлагаемый к строительству проект 55,8метрового траулера-завода по своим характеристикам удовлетворяет требованиям, изложенным в Постановлении Правительства РФ №83 от 04 февраля 2020г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления и закрепления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели» к объектам инвестиций в виде строительства среднетоннажных траулеров-процессоров на отечественных верфях (объект инвестиций типа В-1) с получением инвестиционных квот беренговоморского минтая, олюторской сельди, трески, палтуса, макрорусов на Дальнем Востоке.
Отличительной особенностью предлагаемого судна, кроме уникальной построечной цены (в 2-3 раза ниже любого аналога на любой верфи РФ, подробнее об этом можно прочитать здесь) и экономической эффективности (срок окупаемости менее 1 года) являются его универсальность – возможность работы как тралом, так и снюреводом, а также высокие общепроектные характеристики (объем морозильного трюма превышает 830м3) и производительность по выпуску мороженной продукции (90тонн/сутки). Возможна и работа предлагаемого траулера в варианте добытчика, с доставкой охлажденного улова (до 350т) на береговые предприятия.
Российским пользователям предлагается выполненный силами нашей компании доработанный проект судна, который массово строился на китайских верфях.
Корректировки обусловлены несколькими обстоятельствами:
- необходимостью выполнения требований Постановлении Правительства РФ №83 от 04 февраля 2020г. в части валовой вместимости;
Для этого в проекте использована цилиндрическая вставка длиной 12 шп. или 6 метров. Удлинение судна привело не только к существенному росту общепроектных характеристик (вместимости морозильного трюма и топливных цистерн), но также к существенному увеличению длины промысловой палубы, что в свою очередь привело к более рациональному расположению промысловых механизмов и возможности работать большими кутцами. Создается также возможность увеличения экипажа при возникновении такой необходимости;
- необходимостью установки универсальных лебедок как для ваеров, так и урезов снюревода (они не размещаются на том участке палубы между грузовым люком и кормовой переборкой надстройки);
С чем связано наше внимание к адаптированию проекта для промысла также снюреводом?
С единственным обстоятельством: снюрреводный промысел - второй по значимости как на Западной так и на Восточной Камчатке и ведется практически круглогодично.
Как известно, при промысле снюрреводом значительно ниже уровень энергозатрат по сравнению с промыслом тралом. Это обусловлено принципом лова, так как гидродинамическое сопротивление и масса орудия лова ниже, а режим буксировки (сбивки) - более легкий. Стоимость промвооружения - ниже. Эффективность снюрреводного промысла достаточно высока и при этом обеспечивается не только низкий расход топлива, но и высокое качество улова.
Не смотря на широкое распространение снюреводного промысла на Дальнем Востоке, ни одно из судов, которые ведут снюрреводный промысел, не было ни спроектировано, ни построено как специализированное для лова снюрреводом. Все суда были переоборудованы или дооборудованы уже для специализированного лова снюрреводом и уже в процессе эксплуатации, что естественно ограничивало технические возможности комплектования и специализации промысловых схем для лова снюрреводом, в том числе крайне ограничивало (а реально исключало) применение необходимых для обеспечения эффективной промысловой работы специальных систем и оборудования.
Как известно датский невод начали использовать более 100 лет назад для промысла камбалы и других плоских рыб на малых глубинах и хороших грунтах. Шотландский невод создан около 30–40 лет назад для лова камбалы, пикши, сайды и трески на грунтах средней тяжести. Именно на этой базе оборудованы все суда ведущие снюрреводный промысел на Дальневосточном бассейне России.
Современный снюрревод (называемый также норвежским) был создан всего около 10 –15 лет назад. Он предназначен для промысла на малых и больших (до 450 м) глубинах, на хороших и тяжелых грунтах, в условиях как слабых, так и сильных течений. Объекты промысла – все придонные виды рыб. Зона облова норвежского снюрревода по вертикали составляет 20 метров против 3-5 метров для снасти, предназначенной для облова камбаловых. Специальной конструкции нижняя подбора позволяет ловить рыбу на крупных камнях и даже кораллах. Для промысла в таких сложных условиях, как тяжелый грунт, большие глубины или сильные течения, используются урезы, параметры которых (диаметр, вес и длина) определяются характеристиками каждого конкретного судна, и на современных западных траулерах длина урезов достигает 5000 метров при диаметре 46 мм. Все современные суда для лова снюрреводом построенные за последние примерно 10 лет, имеют принципиально единаковую промысловую схему, которая включает несколько компонентов, одинаковых по назначению и по техническим решениям, однако начиная с конца 2018 года эта схема оптимизирована.
Именно такая схема, с двумя универсальными лебедками для урезов длиной около 3600м диаметром 40мм (или ваеров при траловом промысле диаметром 22-26 мм при длине 1000-1300 метров) с сетным барабаном для намотки собственно снюрревода, включая крылья, с верхней подборой с наплавами и с нижней подборой с утяжелением (и/или трала или сдвоенного трала (сдвоенный сетной барабан с установкой третьей ваерной лебедки) и предлагается в этом проекте (см. ниже). Конечно, как опция на усмотрение Заказчиков.
- стремлением оптимизировать принятые решения при проектировании траулера под Российский Регистр и наши санитарные Правила.
За счет перекомпоновки помещений в кормовой части надстройки (от 46 до 59 шпангоута) было выполнено:
- Кормовая переборка надстройки перемещена с 46 на 48 шпангоут (на 2 шпации) что позволило разместить большие лебедки для урезов.
- Убрали госпиталь как таковой – он требуется (в соответствии с действующими Правилами) на промысловом судне только в том случае, если численность экипажа превышает 41 чел. и в том случае, если в составе экипажа имеется медработник. В нашем случае достаточно, чтобы на судне имелась санитарная каюта.
- На месте госпиталя оборудовали каюту двойного назначения – одноместная каюта старшего механика, которая может использоваться как санитарная каюта в случае, если на судне окажется зараженный человек, которого необходимо изолировать от остального экипажа.
- За счет ликвидации существующей каюты стармеха, перепланировали камбуз и увеличили на 3 шпации столовую/ зону отдыха, что позволяет лучше обеспечивать экипаж общественными помещениями и лучше обслуживать экипаж в том случае, если возникнет необходимость дополнительного увеличения численности экипажа, которая существует.
- Для размещения лебедок, которые необходимы для работы с кутцом (его выборки и выливки улова) необходимы ДВЕ специальные лебедки, установить которые ВОЗМОЖНО только на навигационной палубе. Поэтому мы были вынуждены убрать то награмождение лебедок и различных блоков и прочего для обслуживания грузовых стрел и предлагается вместо всего этого УСТАНОВИТЬ гидравлический грузовой кран.
За счет такого решения хорошо решаются ДВА вопроса: обеспечивается площади и место для установки ДВУХ ВЫТЯЖНЫХ лебедок и обеспечивается НОРМАЛЬНАЯ работа как при перегрузе и выгрузки в порту, так и при обслуживании промыслового оборудования на верхней палубе. Кран предлагается установить на 30 шпангоуте по правому борту.
Другим принципиально возможным проектным решением, как показала предварительная проработка, является размещение на месте существующих ваерных лебедок большого сетного барабана тяговым усилием до 30т (либо сдвоенного барабана), с размещением универсальных (ваерных/снюреводных) лебедок в кормой части, с увеличением их мощности до 25т.
Предварительная проработка показала, что в этом случае на универсальных лебедках размещаются урезы диаметром 36-40 мм при их длине ок. 3000-3500м.